Кафедра социальной психологии образования


 Место нахождения 410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д.1, этаж 3, кабинет 309
Телефон +7 (8452) 28-25-24 (доб. 101)
Электронная почта  kspo@soiro.ru
Заведующий кафедрой МИХАЙЛИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА

О КАФЕДРЕ

  • Кафедра социологии и психологии существует с 01.09.2010 г. и является правопреемницей кафедры психологии, которая была создана в 2000 г. и может рассматриваться как старейшая кафедра института с богатыми традициями, солидным научным и методическим капиталом. На момент создания основной целью работы кафедры являлось повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Цель эта реализовывалась (и реализуется) в рамках дополнительных образовательных программ института.Однако требования, предъявляемые к системе дополнительного профессионального образования, предполагают не только трансляцию академических знаний по психологии, но и разработку прикладных аспектов социально-психологических проблем. Поэтому научная и методическая работа кафедры постепенно выстраивалась в соответствии с этим запросом вокруг как психологических, так и социальных проблем образования – социально-психологической адаптации, формирования основ здорового образа жизни, развития социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, гендерных основ образовательной деятельности и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Научно-исследовательское (поддержка инновационных процессов в образовательном пространстве региона )
  • Методическое (обеспечение содержания образования необходимым социально-психологическим инструментарием) – выработка психологических навыков и умений, ориентированных на педагогическую практику
  • Образовательное (обучение всех категорий работников образования и др. слушателей) – формирование базовых знаний в области социально-психологических вопросов образовательной практики

1. Научно-исследовательская деятельность кафедры

1.1. Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса. Научно-методическое обеспечение практической психологии и социологии образования

  • Вопросы возрастной психологии, закономерности изменений и развития личности ребенка
  • Вопросы социальной психологии – конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, социально-психологическая адаптация подростка и образовательный процесс, развитие коммуникативных навыков преподавателя, социализация и развитие личности
  • Проблемы социально-психологической безопасности образовательной среды
  • Вопросы социологии образования

1.2. Социально-психологические проблемы здоровья участников образовательного процесса

  • Научно-методическое сопровождение региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»
  • Социально-психологические вопросы сохранения здоровья учителя и профилактика «профессионального выгорания»
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках здоровьесберегающих технологий

1.3. Социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями 

  • Вопросы специальной психологии и социальные аспекты работы с нетипичными детьми
  • Дизонтогении по типу стойкого общего недоразвития, задержанного развития, поврежденного, искаженного и дефицитарного развития
  • Основы интегративной диагностики отклоняющегося развития
  • Проблемы инклюзивного образования

1.4. Профилактика социально-психологического неблагополучия в условиях образовательной среды 

  • Научно-методические основы психопрофилактических программ в образовательных учреждениях
  • Социально-психологические основы профилактики всех форм зависимостей (алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД-инфекция, игрозависимость, интернет-зависимость и т.д.); философские, психологические и медицинские аспекты проблемы химических и эмоциональных зависимостей
  • Проблемы агрессивного поведения детей и подростков; социально-психологические основы профилактики суицидальных намерений
  • Профилактика социального сиротства

1.5. Гендерные аспекты современного образования 

  • Социокультурные условия формирования гендерных установок учащихся
  • Ценностные ориентации учащихся и гендерные факторы развития личности
  • Профессиональная позиция учителя в контексте гендерных отношений в условиях образовательных учреждений
  • Научно-методические основы гендерного подхода в образовании

2. Методическая деятельность кафедры

Основная задача – методическая поддержка деятельности специалистов образования психолого-педагогической медико-социальной службы сопровождения образовательных учреждений; формирование банка данных диагностических и коррекционных программ для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, учителей коррекционных образовательных учреждений, разработка методических пособий для учителей по проблемам социально-психологической поддержки образовательного процесса.

Кроме этого, в задачу методической службы кафедры входит обеспечение организации службы социально-психологического сопровождения системы образования Саратовской области и осуществление экспертизы профессиональной деятельности психологов системы образования, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.

3. Образовательная деятельность кафедры

К основным принципам построения учебно-методической работы кафедра относит: научность, системность, комплексность, ориентацию на практическое решение социально-психологических задач, принцип активизации имеющегося профессионального потенциала слушателей, принцип обратной связи.
Учебно-методическая работа кафедры может быть ориентирована на две категории слушателей:

1) на базе кафедры:

  • педагоги-психологи ОУ,
  • педагоги-психологи ДОУ;
  • психологи ППМС-центров и центров помощи молодежи;
  • учителя-дефектологи;
  • учителя-логопеды;
  • учителя коррекционных образовательных учреждений;
  • сотрудники детских домов и школ-интернатов;
  • учителя ОЗОЖ;

2) на базе института: 

  • руководители ОУ;
  • учителя-предметники;
  • педагоги ДОУ (воспитатели, заведующие, муз. руководители);
  • учителя начальных классов;
  • воспитатели ОУ;
  • УДО;
  • методисты.

Образовательная деятельность кафедры осуществляется через систему постоянно действующих семинаров, курсы повышения квалификации специалистов системы образования, а также в рамках профессиональной переподготовки  для получения педагогами новой квалификации по программам: « Педагог-психолог системы образования», «Учитель-логопед», «Педагог коррекционного учреждения».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

Методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»

Безопасность в интернете

Противодействие экстремизму

Профилактика интернет-рисков и угрозы жизни

Профилактика суицида_2016 год

Профилактика суицида_2018

Психологическая безопасность образовательной среды

Родители_профилактика суицида_2018

Спасти от пропасти 2014

Типовая модель профилактики суицидального поведения

Оценка программ родительского просвещения 2019

Профилактическая работа для обучающихся с девиантным повелением (2018 г.)

Реализация программ просвещения для родителей (2019 г.)

Психологическое сопровождение обучающихся

Рекомендации министерства просвещения России по организации работы по профилактике подростковой токсикомании

Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет «Профилактика Интернет-рисков»

Профилактика подростковой токсикомании

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Петра Аркадьевича Столыпина г. Балашова Саратовской области»

Тема: «Психологическая безопасность образовательной среды как условие успешной социализации детей и подростков».
Сроки реализации: 2016-2020 гг
Научный руководитель: Михайлина М.Ю., к.с.н., доцент, заведующий кафедрой социальной психологии образования
Цели:
1. Реализация многоуровневого мониторинга исследования состояния психологического здоровья учащихся в целях вероятностного прогнозирования, своевременного предупреждения возникновения личностных проблем учащихся, а также исследования стрессогенных факторов, нарушающих психологическое здоровье учащихся.
2. Создание условий для формирования, сохранения, укрепления психологического здоровья учащихся; в рамках реализации этой задачи разрабатываются, подбираются профилактические, развивающие программы, ориентированные:
• на профилактику возрастных трудностей (программа социальной адаптации первоклассников, программа адаптации учащихся при переходе на среднюю ступень образования, программы профилактики личностных трудностей младших и старших подростков и др.);
• на формирование установок на здоровый образ жизни, способности противостояния негативным социальным влияниям (профилактика табакокурения, алкоголизма, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом);
• на активное использование в воспитательном процессе тренингов личностного роста, уверенности в себе, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности, развития критического мышления.
3. Создание психолого-педагогических условий для оздоровления межличностной сферы (развитие атмосферы терпимости, взаимоуважения в классных коллективах, снижение факторов стресса в межкультурном общении) и профилактика жестокого обращения с детьми:
• внедрение развивающих программ, тренингов, ролевых игр, направленных на развитие толерантности учащихся, эмпатии, сотрудничества, критического мышления, навыков бесконфликтного общения, культуры диалога; преодоление стереотипов восприятия, и др.;
• использование индивидуальной, групповой форм работы с агрессивными учащимися (снятие психологических установок агрессивного поведения, выработка навыков саморегуляции, формирование опыта сотрудничества);
• организация совместной деятельности школьников и педагогов (ролевые игры).
4. Обеспечение условий для безопасного самовыражения и самоутверждения личности, формирования социальной успешности.

2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 89» Ленинского района г. Саратова
Тема: «Внедрение технологии eduScrum»
Сроки реализации: 2019-2022 г.г.
Научный руководитель: Гришанова Оксана Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования
Цель проекта:
формирование интеллектуально развитой, творческой личности, способной самостоятельно мыслить, проводить исследования и действовать.

Задачи проекта:
1. Определить и обеспечить условия реализации технологии (нормативные, материально-технические, организационно-педагогические, финансовые, кадровые, информационные);
2. Разобрать и апробировать систему взаимодействия с родителями (законными представителями) и социальными партнерами при реализации технологии;
3. Апробировать данную технологию на экспериментальных классах во внеурочной деятельности;
4. Обобщить и распространить инновационный опыт применения технологии в образовательном процессе на уровнях начального и основного общего образования в общеобразовательных учреждениях г. Саратова, Саратовской области, представив его на семинарах, конференциях, а также в виде публикаций, пособий, печатных изданий, видеоматериалов.

СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА

СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА «РАСПРОСТРАНЕНИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОДЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Цель деятельности: организация и сопровождение дополнительного профессионального образования работников образовательных организаций Саратовской области.

Задачи:
1. Проведение курсов повышения квалификации, обучающих мероприятий для руководящих, педагогических работников и специалистов образовательных учреждений для организации работы по охране и укреплению здоровья обучающихся, формированию у них культуры здорового и безопасного образа жизни;
2. Организация и проведение в базовых организациях стажировочной площадки мероприятий профилактической направленности для всех участников образовательных отношений;
3. Разработка и издание учебно-методических и научно-методических пособий, программ, материалов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
4. Апробация на базе образовательных организаций Саратовской области отработанных на стажировочной площадке моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

БАЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ:
1. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 имени Героя Советского Союза Д.З. Тарасова» г. Балаково Саратовской области;
2. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г. Балаково Саратовской области;
3. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2» г. Балаково Саратовской области;
4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Балаково Саратовской области;
5. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Балаково Саратовской области;
6. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 3 «Радуга» г. Балаково Саратовской области;
7. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Петра Аркадьевича Столыпина города Балашова Саратовской области»;
8. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 города Красноармейска Саратовской области»;
9. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Энгельсского муниципального района Саратовской области;
10. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 Октябрьского района г. Саратова»;
11. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 73 им. К.Д. Шукшина»;
12. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 50» Ленинского района г. Саратова;
13. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 89» Ленинского района г. Саратова;
14. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам г. Балаково»;
15. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 3 г. Энгельса»;
16. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 4 г. Саратова.

ПАРТНЕРЫ КАФЕДРЫ

Кафедра социальной психологии образования тесно сотрудничает с профессиональными коллективами ВУЗов, региональными молодежными и общественными организациями, что находит свое отражение в проведении совместных научных конференций, исследований, образовательных семинаров и акций:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

Саратовское отделение Всероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»;
Саратовское областное отделение Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация», руководитель – Наталья Владимировна Кривенцова;
Региональный благотворительный фонд по борьбе с наркоманией и СПИДом
т. 8-(845) 992-62-57.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЛАСТИ:

Кафедра коррекционной педагогики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, зав. кафедрой – доктор социологических наук, профессор Селиванова Юлия Викторовна;
Кафедра психологии образования педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, зав. кафедрой – доктор психологических наук, профессор Шамионов Раиль Мунирович;
ГУ «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс» 8 (845) 75-40-79;
МБОУ ДОД «Центр психолого-педагогического сопровождения «Позитив» Энгельсcкого муниципального района Саратовской области – директор Исленьева Ольга Витальевна;
Отдел надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Саратовской области – начальник отдела Рахманова Галина Юрьевна;
Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики при Управлении по Саратовской области Федеральной службы Российской федерации по контролю за оборотом наркотиков.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

I. Социально-психологические аспекты коррекционного образования

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП, ПЕДАГОГОВ ШКОЛ,
РАБОТАЮЩИХ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ:

Эффективная реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью
Трудоемкость обучения: 72 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)

Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
Трудоемкость обучения: 72 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Программы направлена на развитие и совершенствование профессиональных компетенций педагогов-дефектологов по проблеме использования инновационных подходов в воспитании и обучении детей с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ.
Слушатели познакомятся с образовательными условиями обучения детей с ОВЗ, комплексными медико-психолого-педагогическими основами сопровождения этой категории детей, освоят приемы включения в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ различной нозологии.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
Трудоемкость обучения: 112 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Цель программы: качественное изменение профессиональных компетенций учителей-логопедов, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
В программе рассматриваются вопросы этиологии речевых нарушений, их видов, методах ранней диагностики и коррекции; современные приемы предупреждения и преодоления нарушений речи у детей; сопровождение речевого развития детей раннего возраста; организация логопедической работы при комплексных нарушениях, проектирование коррекционно-образовательного пространства, в том числе и в инклюзивных формах.

II.Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ,
СПЕЦИАЛИСТОВ ППМС-ЦЕНТРОВ И МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации Концепции развития психологической службы системы образования в РФ до 2025 года
Трудоемкость обучения: 112 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
В программе: основы организации психопрофилактической работы в образовательном учреждении; технологии оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в обучении и развитии; здоровьесберегающая деятельность образовательной организации в условиях цифровизации образовательного процесса; диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая, экспертная работа специалиста социально-психологической службы в условиях реализации Концепции развития психологической службы системы образования в РФ до 2025 года.

Психологическое сопровождение дистанционного образования
Трудоемкость обучения: 72 часа.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий

Коррекция детско-родительских отношений в практике педагога-психолога
Трудоемкость обучения: 32 часа.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий
Конфликт «отцов и детей», проблемы в детско-родительских отношениях – это тема, которая не теряет своей актуальности в практике социально-психологического сопровождения детей и подростков
Предлагаемая программа позволит: изучить стиль детско-родительских отношений в конкретной семье, выявить факторы, влияющие на дисгармонию в семейных отношениях, подобрать методы и методики для диагностики проблемных зон детско-родительских отношений, составить программу коррекции детско-родительских отношений.
На занятиях предусмотрено изучение следующих методик: «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина; методика «PARI» У.С. Шеффер и Р.К. Белл; тест «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко.

Дифференциальная диагностика уровня интеллектуального развития ребенка
Трудоемкость обучения: 32 часа.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Программа нацелена на изучение структуры интеллекта и дифференциальной диагностики нормы, задержек психического развития и умственной отсталости (тест Д. Векслера); возможности других методик в оценке интеллекта и креативности детей для решения задач школьной подготовки и адаптации к школе, развития учебной мотивации и профессиональной ориентации (культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, тест Вильямса – диагностика креативности); анализ и интерпретация полученных диагностических результатов; примеры диагностических заключений и психологических рекомендаций.

Диагностика особенностей развития личности ребенка
Трудоемкость обучения: 32 часа.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Программа нацелена на изучение структуры личности, теоретико-методологические подходы к анализу развития личности;
возможности психодиагностических методик в оценке особенностей развития личности в практике педагога-психолога (факторный личностный опросник Р. Кеттелла; фрустрационный тест С. Розенцвейга; Hand-test); анализ и интерпретацию полученных диагностических результатов; примеры диагностических заключений и психологических рекомендаций.

Межличностные конфликты и возможности их разрешения
Трудоемкость обучения: 32 часа.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Целью реализации программы является повышение компетенции в области педагогического общения.
В рамках этой программы вас научат использовать эффективные коммуникационные техники, определять проблему, находить решения, отрабатывать основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов, познакомят с методиками, позволяющими быстро и эффективно диагностировать причины возникновения межличностного конфликта

ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Психологическая профилактика суицидального поведения детей и подростков
Трудоемкость обучения: 112 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Профилактика социально опасного поведения обучающихся. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников.

Профилактика буллинга и насильственного поведения в образовательной среде
Трудоемкость обучения: 32 часа.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Программа содержит концептуальные основы профилактики, распознавания буллинга и рекомендации по противодействию буллингу в образовательной среде. В программе обобщен отечественный и мировой опыт по проблеме предотвращения и пресечения буллинга, насильственного и вызывающего поведения в образовательных отношениях.

Развитие ненасильственных способов поведения в молодежной среде
Трудоемкость обучения: 32 часа.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий
В программе раскрывается методология и практика развития навыков уважительного общения в образовательной среде, профилактика буллинга и формирование психологически безопасной образовательной среды на основе профилактической программы «Ты и я» (автор Я.К. Нелюбова).

ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Деятельность социального педагога в условиях реализации ФГОС
Трудоемкость обучения: 112 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий
Программа направлена на развитие и совершенствование профессиональных компетенций социального педагога в сфере организации воспитания и социальной поддержки обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Профилактика деструктивного поведения детей и подростков в образовательной среде
Трудоемкость обучения: 112 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий
Программа предусматривает рассмотрение вопросов в области социальной педагогики и социальной работы, совершенствования технологий и методов профессионального взаимодействия с семьей и детьми ;правовых вопросов социальной поддержки детей и семьи. Особое внимание уделено реализации социально-педагогических технологий для преодоления детского и семейного неблагополучия в условиях образовательного учреждения.

III. Программы профессиональной переподготовки

«Педагог-психолог»
Трудоемкость обучения: 320 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Программа формирует компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности и приобретения квалификации в области психолого-педагогического сопровождения системы образования:
– освоение основных направлений деятельности психолога: психодиагностики, консультирования, коррекции, профилактики, экспертизы и проектирования;
– формирование профессиональной готовности к решению нестандартных задач по сопровождению детей и подростков в трудных жизненных ситуациях;
– навыки развивающей работы с родителями и педагогами.

«Учитель-дефектолог»
Трудоемкость обучения: 259 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Программа формирует компетенции в области нормативно-правовых и организационных основ обучения детей с ОВЗ; обучения и воспитания детей с ЗПР и умственной отсталостью, детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, а также детей с РАС.

«Учитель-логопед»
Трудоемкость обучения: 320 часов.
Режим занятий в соответствии с календарным учебным графиком.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий)
Цель программы: получение профессиональных компетенций в области логопедии, дефектологии, специальной педагогики и психологии, позволяющих осуществлять образовательную деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и имеющими проблемы с развитием речи.
Программа формирует компетенции, позволяющие выявлять уровень речевого развития детей, определять структуру и степень выраженности имеющихся нарушений, осуществлять коррекцию недостатков в речевом развитии детей, письменной речи и чтении, развивать артикуляционную моторику, слуховое внимание, фонетико-фонематическое восприятие и лексико-грамматический строй речи.

МИХАЙЛИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА, заведующий кафедрой, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 101)
E-mail:kspo@soiro.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат социологических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Квалификация «Психолог, преподаватель психологии»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
– Московский государственный университет по программе «Профилактика наркозависимого поведения у детей и подростков в системе образования», 2015.
– Московский городской педагогический университет по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях», 2016.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
– Возрастная психология, закономерности изменений и развития личности ребенка;
– Социальная психологии – конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, социально-психологическая адаптация подростка и образовательный процесс, развитие коммуникативных навыков преподавателя, социализация и развитие личности;
– Социология образования;
– Проблемы социализации и социальной адаптации детей с проблемами в развитии;
– Формирование социальной компетентности и социального интеллекта детей и подростков;
– Инклюзивное образование детей с нарушениями развития;
– Гендерные аспекты социально-психологической адаптации детей и подростков;
– Организационные методические и психологические аспекты подготовки педагогов-психологов системы образования;
– Психолого-педагогические проблемы обучения взрослых;
– Проблемы социально-психологической безопасности образовательного пространства школы.

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
– Формирование социальной компетентности и социального интеллекта детей и подростков;
– Инклюзивное образование детей с нарушениями развития;
– Гендерные аспекты социально-психологической адаптации детей и подростков;
– Организационные, методические и психологические аспекты подготовки педагогов-психологов системы образования;
– Психолого-педагогические проблемы обучения взрослых;
– Проблемы социально-психологической безопасности образовательного пространства школы.

СТАЖ РАБОТЫ
Общий – 35 лет
Педагогический – 35 лет

ПУБЛИКАЦИИ
Учебные издания:
– Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде (учебно-методическое пособие) Саратов: изд-во «Научная книга», 2015, 76 с.
ISBN 978-5-9758-1614-6
– Профилактика суицидального поведения обучающихся
(учебно-методическое пособие) Саратов: изд-во «Научная книга», 2015, 76 с.
ISBN 978-5-9758-1613-9
– Формирование культуры здорового и рационального питания. Учебно-методический комплекс (учебно-методическое пособие) Саратов: 000 Издательство «Научная книга», 2015 г. –108 с. ISBN 978-5-9758-1612-2
– «Скажи о чем молчишь…» Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних в образовательных организациях» (учебно-методическое пособие) Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 60 с.
ISBN 978-5-9980-0268-7
– Профилактика девиантного (социально опасного поведения подростков: технологии работы) (учебно-методическое пособие) Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 72 с.
ISBN 978-5-9980-0325-7
– Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении (учебно-методическое пособие) Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. –54 с.
ISBN 978-5-9980-0325-9
– Активные методы социально-психологического обучения. Технологии эффективных коммуникаций в образовательном пространстве школы
(учебно-методическое пособие) Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО»,2018.-64 с.
ISBN 978-5-9980-0368-4

Научные труды:
– Проблема молодого специалиста психолого-педагогического сопровождения в контексте требований профессионального стандарта. Сб. «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», Москва, 2016 – С.43-46.ISBN 978-5- 91879-739-6
– Риски социальной дезадаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социализация и реабилитация в современном мире: сборник научных статей – Москва: Изд-во Перо, 2017. – С. 605–611. ISBN 978-5-906997-91-3.
– Безопасность образовательной среды и профилактика суицидальных рисков в образовании. Вестник Саратовского областного института развития образования. –2018. – № 2 (14). – С. 103–109. ISSN – 2411-7277
– Психологическое благополучие субъектов образовательной среды в контексте гендерных особенностей ее организации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». -2018 .-Т.7, – вып.3. – С.17-21
ISSN 2304-9790.

ГРИШАНОВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 101)
E-mail: kspo@soiro.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат социологических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный технический университет

Специальность «Социология»
Квалификация «Специалист по социальной работе»

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса

СТАЖ РАБОТЫ
Общий – 18 лет
Педагогический – 18 лет

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Актуальные вопросы психологии развития; социология образования; социальная политика; стратегические направления деятельности социального педагога; социально-психологическая работа с родителями; стажировочная площадка; модели формирования культуры здорового образа жизни; формирование культуры рационального питания.

ПУБЛИКАЦИИ

  • Гришанова О.С., Павлова М.А., Клещина Ю.В., Бухарова Е.Н. Научно-методические рекомендации по проведению мониторинга здоровья / О.С. Гришанова, М.А. Павлова, Ю.В. Клещина, Е.Н. Бухарова. – Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2012. – 64 с.
  • Гришанова О.С. Здоровье детей и молодежи как приоритетное направление региональной социальной политики / О.С. Гришанова // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 1 (22). С. 130-135 (0,5 п.л.) ISSN 1682-2358
  • Гришанова О.С. Справочник социального педагога / авт.-сост. О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2010. 271 с. (17 п.л.) ISBN 978-5-7057-2302-7
  • Гришанова О.С. Ресурсы общеобразовательных учреждений при осуществлении приоритетных направлений социальной политики России: региональный аспект / О.С. Гришанова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. № 4 (43). Вып. 2. С. 320-325 (0,3 п.л.) ISSN 1999-8341
  • Гришанова О.С. Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы. 5-9 классы: родительские собрания, диагностические и рекомендательные материалы / авт.-сост. О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2009. 179 с. (11,2 п.л.) ISBN 978-5-7057-1947-1
  • Гришанова О.С. Роль современной социальной политики российского государства в формировании ценности здоровья у подрастающего поколения / О.С. Гришанова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 3 (41). Вып.4. С. 78-83 (0,3 п.л.) ISSN 1999-8341

 

НЕЛЮБОВА ЯНИНА КАМИЛЬЕВНА, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 101)
E-mail: kspo@soiro.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат социологических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Квалификация «Историк, преподаватель истории и обществознания»

Аспирантура Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина

Направление подготовки “Социология”

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА
Институт практической психологии и психоанализа, г. Москва, по специальности «Практическая психология и психокоррекция», 1997.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
– Институт практической психологии «Иматон», г. Санкт-Петербург, по программе «Психологическая помощь подросткам с суицидальным поведением», 2015.
– Московский городской педагогический университет по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях», 2016.
– Московский государственный психолого-педагогический университет по программе «Профилактика девиантного поведения в образовательной среде», 2018.
– «Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательной среде», 72 ч., МГПУ, г. Москва, 2018 г.
– «Организация образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: организация деятельности центров ППМС-помощи», АНО ДПО «Просвещение-Столица», г. Москва, 72 ч., 2019 г.
– «Управление ОО в условиях реализации ФГОС ОО», ГАУ ДПО Ярославской  области «Институт развития образования», 36 ч., 2020 г.
– «Тьюторское сопровождение индивидуально-ориентированного профессионального развития педагогических кадров», ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 16 ч., 2021 г.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Психологическое сопровождение реализации ФГОС разных ступеней образования

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
– Проблемы коммуникации в образовании: развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса;
– Профилактика насильственного поведения в молодежной среде;
– Проблемы девиантологии и профилактики девиантного поведения;
– Межведомственное взаимодействие в профилактической работе с несовершеннолетними и семьями;
– Организационные, методические и профессиональные аспекты подготовки педагогов-психологов системы образования.

ПУБЛИКАЦИИ
Автор более 40 научных и учебно-методических работ. Среди них:

  1. Расширение профессионального опыта педагога в условиях перехода школ на дистанционное обучение / Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 1 (25). С.159-165.
  2. «С кем ты, учитель…?»: школьные профилактические практики в условиях ценностных разногласий / Личность профессионала: развитие, образование, здоровье. Сборник научных статей. Выпуск 5. Омск. Кельце. Пловдив / Отв. ред. Е. С. Амаковец. – Омск: Издат. центр КАН, 2020. –С. 235-243.
  3. Эффективность профилактической работы школы в оценках  специалистов социально-психологической службы / International Journal of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии /  2020, Том 3, №2. С. 15-20.
  4. Социально-психологические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях цифровой среды/ Известия Саратовского  университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С.422-426.
  5. Безопасность образовательной среды и профилактика суицидальных рисков в образовании. Вестник «СОИРО». 2018. № 2 (14) С.103–109.
  6. Память о «советском» в пространстве модернизации образования: время учиться и время учить // Калейдоскоп времени: ускорение, инверсия, нелинейность, многообразие. Саратов, СГТУ им. Ю.А. Гагарина, 2016. С.121–129.
  7. Профилактика суицидальных рисков в образовании: направления помощи и поддержки // Образование и здоровье в современном мире. Сборник научных статей/ под ред. И.М. Ильковской. Саратов: 000 Издательство «Научная книга», 2016. С. 73–82.
  8. Профилактика риска социальной дезадаптации в современных образовательных системах // Организационная психология: люди и риск». Сборник материалов V Российско-американской научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Аксеновской, Е.В. Рягузовой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. С.265–270.
  9. Модернизация образования в аспектах профессионализации и открытости: практика публичных докладов //Актуальные вопросы регионального образования. 2013. № 8. С.8–13.
  10. Межведомственные противоречия в системе защиты детей, оставшихся без родительского попечения // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. №2. С. 4–78.
  11. Образование детей-сирот в условиях национального проектирования: региональный аспект // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 283–293.
  12. Система защиты детей-сирот: пятилетие курса на деинституциализацию // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 4 (25). С. 34–140.
  13. Семейное насилие в отношении детей: нарушение прав детей и риск социального сиротства // Насилие в семье: координация межведомственных усилий в сфере профилактики, кризисной интервенции и реабилитации пострадавших / под ред. В.В. Печенкина, О.В. Шляпниковой, Ю.А. Пановой. Саратов: Сарат. юрид. ин-т МВД России, 2011. С. 14–32.

ОБЩИЙ СТАЖ
27 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
18 лет

Учебно-методические пособия:

    1. Экзамен без стресса! Профилактическая программа по снижению экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов при подготовке и сдаче ОГЭ/ЕГЭ / Я.К. Нелюбова, Н.Н. Воронцова, О.П Молодцова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. 48 с.
    2. Психологическая безопасность образовательной среды – основа здорового образа жизни обучающихся: учебно-методическое пособие для педагогов по реализации региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» в 10-11 классах. / сост. В.П. Жуковский, М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова, В.О. Шошина; под ред. Т.О. Вдовиной. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 52 с.
    3. Профилактика девиантного (социально опасного) поведения подростков: технологии работы. Учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 72 с.
    4. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально-опасном положении. Учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. 64 с.
    5. «Скажи, о чем молчишь…» Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних в образовательных организациях. Учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2016. 60 с.
    6. Профилактика суицидального поведения обучающихся. Учебно-методический комплекс Саратов: 000 Издательство «Научная книга», 2015. 76 с.
    7. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Учебно-методический комплекс. Саратов: 000 Издательство «Научная книга», 2015. 76 с.
    8.  «Ты и Я». Программа работы со старшеклассниками и молодежью по профилактике насильственного поведения в молодежной среде. Методическое пособие для специалистов образовательных и социозащитных учреждений / Я.К. Нелюбова, А.В. Серякина. Саратов. ООО «Научная книга», 2014. 48 с.
    9. Технологии тьюторской поддержки в образовательных организациях / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Саратов: ООО «Издательство Научная книга», 2014. 68 с.
    10. Профессиональное взаимодействие при случаях насилия в семье: подготовка специалистов. Учебно-методическое пособие. / Я.К. Нелюбова. Саратов. 2012. 31 с.

 

ФЕДЯЙ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 101)
E-mail: kspo@soiro.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат философских наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное. Педиатрический факультет Саратовского государственного медицинского университета.

Специальность «Педиатрия»
Квалификация «Врач»

Интернатура в Саратовской областной психиатрической больнице

Специальность «Психиатрия»

Аспирантура при кафедре философии культуры и культурологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Специальность «Онтология и теория познания»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
– Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова по дополнительной профессиональной программе «Иностранный язык (английский) в профессиональной деятельности преподавателя вуза», 2016.

– ИИТО (Институт по информационным технологиям в образовании) ЮНЕСКО по программе «Как предотвратить насилие и кибербуллинг в образовательных учреждениях», 2018.
– УМЦ «Интеллект» ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по программе «Современные психотехнологии в психологическом консультировании», 2018-2019.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
– Общие и специфические закономерности развития детей с ОВЗ
– Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте
– Социально-психологические основы профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних
– Социально-психологические особенности детско-родительских отношений

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Философия образования, социально-психологические проблемы образования и воспитания, здоровьесберегающие технологии обучения, психологическая безопасность образовательных отношений и образовательной среды; языковые и философские аспекты повседневной речи; духовно-нравственные ориентиры современной культуры.

СТАЖ РАБОТЫ
Общий – 20 лет
Педагогический – 18 лет

ПУБЛИКАЦИИ
УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ
– Организация и проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию (учебно-методическое пособие в соавторстве с О.С. Белухиной, С.А. Карасевым, С.И. Мозжилиным, М.Ю. Белоусовым, В.Н. Осиповым и др.). Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». – 2018;
– Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». – 2019;
– Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков как направление социально-психологического сопровождения участников образовательных отношений (учебно-методическое пособие в соавторстве с Е.П. Федотовой, Я.К. Нелюбовой). Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». – 2020;
– Методические рекомендации по организации в Саратовской области работы по профилактике жестокого обращения с детьми (учебно-методическое пособие в соавторстве с Я.К. Нелюбовой, О.С. Гришановой, М.Ю. Михайлиной). Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». – 2020.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
– Особенности применения педагогических технологий в процессе формирования у обучающихся критического мышления (в соавторстве с И.М. Ильковской). Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2017. – № 4 (12);
– Качество образовательного результата с позиций федерального государственного образовательного стандарта II на примере предмета «Биология». Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2017. – № 3 (11);
– Дискуссионные аспекты образовательных технологий в контексте оценки качества образования (в соавторстве с И.М. Ильковской). Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2017. – № 2 (10);
– Проект создания сетевого сообщества по организации исследовательской и проектной деятельности в образовании (в соавторстве с О.С. Белухиной, Д.Г. Николайчук, О.С. Шрамковой). Лучшая научно-исследовательская работа 2017. Сборник статей X Международного научно-практического конкурса. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза, 2017;
– Неформализованные критерии контекстной характеристики навыков аргументации у студентов вуза. Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2018. – № 3 (15);
– Способность к аргументации в системе образовательных навыков обучающихся (в соавторстве с И.М. Ильковской). Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2018. – № 1 (13);
– Актуальность исторического исследования предпосылок межнациональных конфликтов в образовательной практике (в соавторстве с О.С. Белухиной, О.В. Шрамковой). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5 (56);
– Герменевтика стрессовых состояний участников образовательного процесса (в соавторстве с В.И. Громовой, В.О. Шошиной). Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 3 (19);
– Поддержание стрессоустойчивости участников образовательных отношений в условиях инклюзии (в соавторстве с М.Ю. Михайлиной). Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. – № 3 (23);
– Предикторы социально-психологической дисгармонии конфликтующей личности (в соавторстве с В.О. Шошиной, Н.А. Пушкаревой). Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. – № 4 (24).

БАКЕЕВА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, старший методист

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 101)

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Специальность «Педагогика и психология»
Квалификация «Педагог психолог, учитель информатики»

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Социально-психологическая адаптация детей дошкольного и школьного возраста. Социальные сети.

ОБЩИЙ СТАЖ
12 лет

ПУШКАРЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, старший методист

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 101)
E-mail:kspo@soiro.ru

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.

Квалификация «Олигофренопедагог», «Учитель-логопед», «Специальный психолог»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Московский городской педагогический университет по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях», 2016.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
– Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса;
– Дефектология;
– Логопедия.

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
– Логопедия;
– Коррекционная педагогика;
– Специальная психология;
– Методики преподавания предметов в специальных (коррекционных) школах.

СТАЖ РАБОТЫ
Общий – 20 лет
Педагогический – 19 лет

ШОШИНА ВАЛЕНТИНА ОЛЕГОВНА, старший методист

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 101)
E-mail: kspo@soiro.ru

ОБЩИЙ СТАЖ
13 лет

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ООО

Михайлина М.Ю., Нелюбова Я.К., Серякина А.В.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ООО

Методические рекомендации. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 80с.

В методическом пособии рассматривается модель деятельности педагога-психолога в условиях сопровождения учащихся среднего звена школы при реализации новых образовательных стандартов, определяются ценностные ориентиры и содержание универсальных учебных действий, предлагается диагностическая программа оценки успешности личностного и познавательного развития учащихся. Сборник адресован управленцам и практическим работникам сферы образования

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ДИАГНОСТИКА, РЕКОМЕНДАЦИИ, ЗАНЯТИЯ

Михайлина М.Ю., Павлова М.А, Нелюбова Я.К.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ДИАГНОСТИКА, РЕКОМЕНДАЦИИ, ЗАНЯТИЯ

Серия «В помощь школьному психологу» – Волгоград: Учитель, 2008. –283с.

Материалы пособия представляют комплексную модель психолого-педагогического сопровождения учеников на этапе предпрофильной подготовки и предполагают интегрированность таких направлений, как диагностика, консультативная работа, тренинги, помогающих педагогу сориентировать профессиональную сферу подростка, определить свойственные ему черты и шансы для поступления в учебное заведение. Предназначено психологам образовательных учреждений всех типов, может быть полезно всем педагогам, осуществляющим переход на профильное обучение в старшей школе, классным руководителям.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКУ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ПРОФИЛАКТИКА, ТЕХНОЛОГИИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЗАНЯТИЯ, ТРЕНИНГИ.

Михайлина М.Ю., Павлова М.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКУ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ПРОФИЛАКТИКА, ТЕХНОЛОГИИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЗАНЯТИЯ, ТРЕНИНГИ.

Серия «В помощь школьному психологу» – Волгоград: Учитель, 2008. –207с.

Предлагаемые практические материалы (профилактические рекомендации, активные технологии, разработки занятий, тренинги) помогут педагогам обеспечить раннюю психологическую подготовку школьников к встрече с различными испытаниями, сформировать навыки стрессоустойчивости и современные социальные адаптивные стратегии поведения, ведущие к здоровью и успешной самореализации. Пособие предназначено педагогам-психологам, учителям, работникам социальной службы, воспитателям, классным руководителям; может быть полезно родителям.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Михайлина М.Ю.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.

Серия «В помощь школьному психологу». – Волгоград: Учитель, 2008. – 116с.

Одно из актуальных направлений деятельности педагога в образовании – это психопрофилактика неконструктивного поведения ребенка и обучение его моделям эффективной коммуникации. Агрессивность поведения учащихся становится серьезной проблемой. В представленном пособии предпринята попытка обеспечить психолога, социального педагога и классного руководителя диагностическим инструментарием, смоделировать систему психологического сопровождения ученика в кризисной ситуации. Пособие предназначено педагогам-психологам, учителям, работникам социальной службы, воспитателям, классным руководителям; может быть полезно родителям.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ. ДИАГНОСТИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.

Михайлина М.Ю., Павлова М.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ. ДИАГНОСТИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.

Электронное пособие “Психологическая работа в школе” серии “В помощь школьному психологу” содержит теоретические и диагностические материалы по различным аспектам психологического сопровождения образовательного процесса в условиях современной школы. Диск предназначен психологам, преподавателям, классным руководителям, работникам социальной службы образовательных учреждений, родителям школьников, а также может быть полезен студентам высших и средних педагогических учебных заведений.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СТОИК»: ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Михайлина М.Ю. Нелюбова Я.К.

«СКАЖИ О ЧЕМ МОЛЧИШЬ…» ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (учебно-методическое пособие) 2016 г.

Аношкина Ю.Ю., Щеглова О.В., Нелюбова Я.К. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СТОИК»: ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.

Практикум. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 36 с.

Программа «СТОИК» предназначена для коррекционно-развивающей работы с подростками. Проявляющими девиантные формы поведения (деструктивность, правонарушения, аутоагрессию и др.) Участие в тренинговой программе способствует развитию у молодых людей адаптивных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями, формированию позитивных, социально одобряемых жизненных целей и ценностей. Практикум адресован педагога-психологам, социальным педагогоам образовательных организаций. специалистам ППМС-центров.

ПРОГРАММА РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И МОЛОДЕЖЬЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ «ТЫ И Я»:

Нелюбова Я.К., Серякина А.В.

ПРОГРАММА РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И МОЛОДЕЖЬЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ «ТЫ И Я»:

методическое пособие для специалистов образовательных и социозащитных учреждений. – Саратов, ООО издательство «Научная книга», 2014. – 48с.

В методическом пособии даются рекомендации по проведению краткосрочной информационно-просветительской профилактической программы для молодежи. Направленной на минимизацию рисков насильственного поведения в близких отношениях.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ. Учебно-методическое пособие / М.Ю.Михайлина, Я.К. Нелюбова. –Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 64 с. Пособие предназначено для ранней профилактики эмоционального неблагополучия школьников, выявления суицидальных намерений и рисков жестокого обращения с ребенком в семье. Предлагаемые методические материалы позволяют выстроить систему диагностической работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста, своевременно обнаружить поведенческие и психологические маркеры повышенной тревожности, деструктивности, аутоагрессии. Издание содержит методики для профилактической работы с родителями, направленной на осознание мер воспитательного воздействия на ребенка и поиск адаптивных родительских стратегий.

При составлении комплекта диагностического инструментария учитывался практический опыт лучших педагогов-психологов г. Саратова и рекомендации городского методического центра. Адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям образовательных организаций, специалистам ППМС-центров

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ – ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 класс

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ – ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебно-методическое пособие для педагогов по реализации региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» в 10–11 классах / составители: В.П. Жуковский, М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова, В.О. Шошина – Саратов :ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 52 с.

Пособие разработано в рамках реализации подпрограммы 2 «Развитие системы общего и дополнительного образования» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года», контрольного события 2.1.4 «Поддержка стажировочной площадки по распространению моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся». В издании рассматриваются вопросы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждения рисков и угроз их психологической безопасности, формирования ответственного поведения, сохранения жизни и здоровья. Представлены разработки занятий и мероприятий по базовым темам программы. Адресовано педагогам, реализующим программу «Основы здорового образа жизни» в 10–11 классах.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ – ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 класс

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ – ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебно-методическое пособие для педагогов по реализации региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» в 8–9 классах / сост.: О.С. Гришанова, М.Ю. Михайлина, А.А. Матутин, Я.К. Нелюбова ; под ред. Л.В. Колязиной. –Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 60 с.

Пособие разработано в рамках реализации подпрограммы 2 «Развитие системы общего и дополнительного образования» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года», контрольного события 2.1.4 «Поддержка стажировочной площадки по распространению моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся». Предназначено в помощь педагогам, реализующим программу «Основы здорового образа жизни» в 8–9 классах. В пособии представлены разработки занятий и мероприятий по темам программы с учетом нормативных и концептуальных изменений в образовательной практике. Адресовано специалистам, занимающимся организацией здоровьесберегающей школьной среды, а также педагогам службы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающим психологическую безопасность всех субъектов образовательного процесса

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Учебно-методический комплекс. /сост. О.С. Гришанова, Я.К. Нелюбова, М.Ю. Михайлина; под ред. А.А. Матутина. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО, 2019. -96 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках работы стажировочной площадки «Распространение в Саратовской области моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» и включает в себя содержание учебных модулей программы повышения квалификации. В пособии отражены возрастные особенности дошкольника, проблемы развития инклюзивной практики, технологии организации инклюзивного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина. Я.К. Нелюбова, В.О. Шошина – Саратов. ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 92с.

В пособии рассматриваются вопросы обеспечения безопасной образовательной среды на этапе начального обучения. Подробно рассматриваются значимые для начальной школы параметры психологической безопасности, приводятся нормативные основы деятельности школы в сфере безопасности и здоровьесбережения,  определяются критерии безопасности с учетом потребностей младшего школьного возраста. Издание содержит практические материалы для классных руководителей и педагогов-психологов по проведению классных часов и развивающих занятий по проблемам безопасного поведения, а также рекомендации для родителей. Адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директора по УВР образовательных организаций, родительской общественности.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

М.Ю. Михайлина

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 64 с.

В пособии рассматриваются наиболее актуальные аспекты повышения коммуникативной компетентности педагога в рамках дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, практические задания, описание дидактических единиц, подлежащих усвоению. Адресовано руководителям образовательных организаций, педагогам ресурсных центров и стратегических команд, педагогам и воспитателям.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Учебно-методическое пособие / Д.С. Федяй, Е.П. Федотова, Я.К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 80 с.

В пособии изложены современные представления о природе и проявлениях деструктивного поведения; особенностях детей и подростков, имеющих склонность к проявлению деструктивных форм поведения (агрессия и аутоагрессия, зависимости, правонарушения). Предложены профилактические меры в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директора по УВР образовательных организаций, ППМС-центров и специалистам межведомственной системы профилактики.

КАЛЕНДАРЬ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2019 ГОД

КАЛЕНДАРЬ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2019 ГОД

/сост. М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова, В.О. Шошина, А.В. Серякина. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 104 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Учебно-методическое пособие /сост.:Я.К. Нелюбова,О.С. Гришанова, М.Ю. Михайлина, Д.С. Федяй.–Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 92с.

Методические рекомендации составлены на основе федеральных и региональных нормативных документов, регулирующих деятельность специалистов межведомственной системы профилактики по предотвращению жестокого обращения с детьми. Рекомендации содержат нормативно-организационную базу профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и информационно-методические материалы для родителей и педагогических работников. Методические разработки ориентированы на диагностику и гармонизацию детско-родительских отношений, призваны помочь специалистам организовать работу по раннему выявлению и преодолению детского и семейного неблагополучия, предупреждению всех форм насилия в отношении несовершеннолетних. Методические рекомендации адресованы социальным педагогам, педагогам-психологам образовательных и социозащитных организаций, специалистам региональной межведомственной системы профилактики.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

О.С. Гришанова, Я.К. Нелюбова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Учебно-методическое пособие. –Саратов, ГАУ ДПО «СОИРО» – 2021. – 80 с.

В пособии рассматриваются социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения обучающихся. Анализируются возможные модели развития девиантности, предлагаются психолого-педагогические технологии,влияющие на исходную мотивацию девиантного поведения. Издание содержит Перечень региональных программ психолого-педагогического сопровождения образования Саратовской области. Адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директора по УВР образовательных организаций, специалистам ППМС-центров и межведомственной системы профилактики.