Рекомендации для системы образования Саратовской области по итогам анализа результатов ЕГЭ в 2020 году


АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Анализ результатов единого государственного экзамена по английскому языку в Саратовской области в 2020 году позволяет предложить рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета «Английский язык».

1. Через методические семинары и заседания районных методических объединений:

развивать единое информационно-методическое пространство для профессионального совершенствования учителей английского языка муниципальных образований Саратовской области в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.

2. Проводить вебинары с привлечением ведущих и старших экспертов для учителей Саратовской области:

знакомить с: технологиями и стратегиями подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена;

изучать систему подготовки выпускников 11-х классов к заданиям с развернутым ответом в ЕГЭ;

анализировать типичные ошибки с целью их предупреждения;

осуществлять критериальную оценку заданий с развернутым ответом экзаменационных работ.

3. Проводить вебинары по особенностям экзаменационной работы и критериям ее оценивания с участием председателя предметной комиссии и обучающихся Саратовской области, планирующих сдавать ЕГЭ.

4. Организовывать в образовательной организации спецкурсы, кружки, дополнительные занятия, посвященные подготовке к ЕГЭ:

развитию навыков спонтанной речи;

формированию всех составляющих коммуникативной компетенции, включая языковую, речевую и компенсаторную.

5. Обратить внимание в процессе обучения английскому языку на отработку лексических и грамматических навыков письменной и устной речи обучающихся, способствующих росту уровня владения изучаемым языком.

6. Создавать районным муниципальным объединениям специальный банк дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ с системой их самостоятельной проработки учащимися с разным языковым уровнем (по типу трех уровней заданий ЕГЭ – базового, повышенного и высокого).

7. Разработать школьным методическим объединениям подробный алгоритм подготовки для индивидуальных учеников, включая указание материалов, сайтов, заданий, сроков выполнения и форм контроля.

8. Проводить работу по формированию организационных умений учащихся (правильно читать формулировку задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки поставленного вопроса; внимательно читать инструкции по выполнению тестов разного типа; распределять время при выполнении проверочных, контрольных работ)

9. Использовать для подготовки к экзамену только материалы, рекомендованные ФИПИ.

БИОЛОГИЯ

Для преодоления минимального порога на ЕГЭ следует обратить внимание на повторение и закрепление обучающимися с минимальной подготовкой учебного материала, составляющего базовое ядро содержания биологического образования. К числу обязательных знаний относятся:

− методы изучения живой природы;

− биологическая терминология и символика;

− основные признаки биологических объектов, основных царств живой природы;

− строение и функции органоидов клетки;

− значение митоза и мейоза;

− основные особенности строения и жизнедеятельности организма человека;

− меры профилактики травм и инфекционных заболеваний;

− основные критерии вида, приспособленность организмов к среде обитания;

− среды обитания, цепи питания, роль растений и животных в экосистемах.

Обучающиеся должны овладеть следующими умениями:

− различать биологические объекты по их описанию и рисункам;

− называть представителей разных отделов растений, типов и классов животных;

− составлять схемы цепей питания;

− решать элементарные генетические задачи на моногибридное скрещивание.

Для достижения более высоких результатов на ЕГЭ следует обратить внимание на повторение и закрепление обучающимися с удовлетворительной подготовкой следующего учебного материала:

− формулировки основных положений клеточной теории,

− законы наследственности и изменчивости; химический состав, строение и функции клеток;

− особенности обмена веществ и превращения энергии в клетке и организме; деление клетки, характеристика фаз митоза и мейоза;

− процессы гаметогенеза у животных; особенности строения, жизнедеятельности и размножения растений и животных;

− строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека;

− движущие силы эволюции, их значение в эволюции;

− определение и критерии вида, приспособленность организмов;

− основные ароморфозы в развитии растений и животных;

− признаки родства человека и животных;

− роль организмов разных царств в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

Обучающиеся должны владеть следующими умениями:

− выявлять существенные признаки биологических объектов, процессов, явлений;

− сравнивать клетки и организмы разных царств живой природы; сравнивать митоз и мейоз;

− определять генотипы и фенотипы родителей и потомства;

− обосновывать необходимость соблюдения гигиенических норм и правил здорового образа жизни;

− устанавливать приспособленность организмов к среде обитания;

− составлять схемы цепей питания в экосистемах;

− решать простейшие биологические задачи по цитологии и генетике;

− определять хромосомный набор соматических и половых клеток.

Для достижения более высоких результатов на ЕГЭ дополнительно к элементам знаний и умений, обозначенных для предыдущих групп участников ГИА, обучающимися с хорошей биологической подготовкой должны быть освоены также следующие знания:

− хромосомная теория наследственности, теория антропогенеза, эволюционная теория, закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова;

− обмен веществ и превращение энергии в клетке и организме человека;

− матричные реакции (биосинтез белка, ДНК, РНК), вирусы как неклеточная форма жизни;

− характеристика фаз митоза и мейоза, биологическое значение митоза и мейоза;

− закономерности индивидуального развития организмов, онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений;

− мутации и их значение в эволюции;

− методы селекции и биотехнологии, основные направления биотехнологии, их значение, строение анализаторов,

− нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

− движущие силы эволюции, их взаимосвязь, результаты эволюции: видообразование и формирование приспособленности организмов к среде обитания, пути и направления эволюционного процесса, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека, функциональные группы организмов в экосистемах, их роль в круговороте веществ.

Обучающиеся должны владеть следующими умениями:

− сравнивать процессы обмена веществ организмов разных царств живой природы, типы деления клеток, формы размножения организмов;

− определять набор хромосом и ДНК в разных фазах деления клетки, узнавать по рисункам биологические объекты и описывать их;

− различать безусловные и условные рефлексы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ, органоидов клетки, приспособленностью организмов и средой их обитания, положением функциональной группы в экосистеме и ее ролью; составлять схемы скрещивания и решать задачи по генетике и цитологии разного типа.

Дополнительно к элементам знаний и умений, рекомендованных предыдущим группам участников ЕГЭ, обучающиеся с отличной подготовкой должны уметь:

− обосновывать значение методов биологической науки в познании живой природы, значение гена, генетического кода и матричных реакций в реализации наследственной информации организма, эволюционной теории в развитии селекции, биотехнологии;

− анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения;

− объяснять сущность и значение биологических законов, теорий, закономерностей, использовать их для объяснения процессов и явлений в живой природе; формулировать выводы, делать обобщения при решении биологических задач;

− объяснять этапы видообразования и формирования приспособленности организмов с позиции синтетической теории эволюции, устанавливать причины, обеспечивающие устойчивость и смену экосистем, ее саморегуляцию;

− сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы;

− обосновывать сущность учения В.И. Вернадского о функциях живого вещества в биосфере, последствия глобальных изменений и меры сохранения равновесия в природе, применять знания по цитологии и генетике в новой ситуации при решении задач для обоснования полученных результатов.

В целях более эффективной организации преподавания курса биологии в школе и подготовки обучающихся старших классов к ЕГЭ в 2021 г. по биологии рекомендуем преподавателям, выпускникам, а также их родителям обратить внимание на ряд содержательных (в области биологии) и организационных аспектов в построении системы подготовки к итоговой аттестации по биологии. В первую очередь следует провести анализ типичных ошибок и затруднений, выявленных по результатам ЕГЭ 2020 г. Это поможет оптимизировать учебную программу, методики преподавания.  На следующем этапе следует внимательно отнестись к отбору учебной литературы. В ряде случаев дополнительные учебники и пособия могут быть хорошим подспорьем для примеров или аргументов при объяснении биологического процесса или явления. Здесь нужно руководствоваться списком учебников, вошедших в Федеральный перечень 2018 года и дополнениями к нему.

В ходе подготовки к экзамену необходимо структурировать имеющееся биологическое содержание всего курса за шесть лет обучения. Так как наибольшее количество заданий в КИМ приходится на раздел «Общая биология», то отработке этого содержания следует уделить наибольшее внимание, а повторение курсов биологии основной школы следует рассматривать системно, с учетом общебиологических знаний.

Для достижения высоких результатов на ЕГЭ рекомендуется в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся, как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. Для выработки умений решать задачи по цитологии и генетике отрабатывать алгоритмы их решения. При проведении различных форм контроля более широко использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особое внимание следует уделять заданиям на установление соответствия и сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующих от обучающихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. Проведенный анализ результатов экзаменационной работы, выявленные проблемы в освоении участниками ЕГЭ знаний и умений, составляющих основу их биологической подготовки, позволяют высказать некоторые общие рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ 2021 года. Подготовку необходимо начать с изучения нормативной базы, размещѐнной на ФИПИ (а именно с демоверсией, кодификатором и спецификацией КИМ ЕГЭ для 2021 года).

На уроках биологии необходимо обеспечить освоение обучающимися основного содержания курса биологии и использования обучающимися разнообразных видов учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки участников ЕГЭ.

В наиболее тщательной проработке на уроках биологии нуждается материал, который традиционно вызывает затруднение у многих участников ЕГЭ:

обмен веществ на клеточном и организменном уровнях;

методы селекции и биотехнологии;

хромосомный набор клеток, деление клеток, митоз и мейоз; циклы развития растений, гаметофит и спорофит, движущие силы эволюции, результаты, пути и направления эволюции растений и животных;

нервная система и нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека;

экосистемы и присущие им закономерности, жизнь в сообществах, взаимоотношения между организмами.

Эти темы явно недостаточно проработаны, поэтому низкие результаты показали участники ЕГЭ во всех группах.

При изучении этих тем в 10-11 классах необходимо повторить учебный материал, изученный в основной школе, и на его базе формировать новые понятия. На уроках биологии необходимо уделять внимание развитию у обучающихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, работать с изображением биологических объектов, сравнивать, определять и характеризовать их, приводя необходимые аргументы. При проведении различных форм контроля в образовательной организации более широко нужно использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особое внимание следует уделять заданиям на сопоставление и установление соответствия биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующие от обучающихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. Для достижения положительных результатов на ЕГЭ следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. Кроме традиционных форм подготовки к ЕГЭ, можно предложить инновационные формы такие как: дистанционное обучение (в настоящее время успешно прошли экспертизу на региональном уровне ряд дистанционных курсов учителей Саратовской области, кроме того есть ряд дистанционных курсов на федеральном уровне); создание учителем своего электронного банка заданий для подготовки к ЕГЭ на сайте учителя или образовательного учреждения; проведение нетрадиционных уроков – консультаций; проведение групповых консультаций во внеурочное время для обучающихся и если это нужно, их родителей; прохождение экзамена в режиме on – lain и т.п. Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 года, открытый банк заданий ЕГЭ, учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ, методические рекомендации прошлых лет. Ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ по биологии:

http://www.un.org/ru/

http://www.coe.int/

http://www.bio-faq.ru/map3.html

http://ftl1.ru/pimenov-av.html

Ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ по биологии:

https://bio-ege.sdamgia.ru/

https://neznaika.pro/ege/

http://www.bio-faq.ru/map3.html

ГЕОГРАФИЯ

На основании анализа результатов экзамена, выявленных недостатков подготовки выпускников можно предложить некоторые меры по совершенствованию преподавания географии в школе.

Как уже отмечалось выше, наибольшее затруднение у всех выпускников вызвали задания, проверяющие знание и понимание географических явлений и процессов в геосферах, способность правильно употреблять географические понятия и термины в заданном контексте. Неуверенное владение географической терминологией, неполное знание признаков географических процессов и явлений ведут к искаженному восприятию этих процессов, затрудняют успешное продвижение обучающихся по образовательной траектории и препятствуют формированию научной картины мира.

При работе с понятиями и терминами для учащихся всех групп необходимо диагностировать усвоение всех существенных признаков понятий. Для этого можно использовать различные методические приемы: диктанты понятий, составление кроссвордов, работа с парными понятиями – выделение черт сходства и различия.

При организации текущего и тематического контроля знаний, проведении «географических диктантов» рекомендуется не ограничиваться проверкой знания учащимися определения понятий, а использовать задания, требующие их применения.

Значимым резервом повышения эффективности и качества школьного географического образования является реализация в образовательном процессе внутрипредметных связей. Так, при изучении регионального раздела курса «Экономическая и социальная география России» следует опираться на материал общего отраслевого раздела. Столь же важно при изучении крупных географических районов России опираться на материал, изучаемый в разделах «Природа России», «Население России» и «Хозяйство России». Более того, нужно начинать формировать географические знания об отдельных районах России при изучении общих разделов. Это поможет не только актуализировать и повторить знания по этим разделам, но и сформировать по-настоящему системные знания об отдельных частях нашей страны.

Большое количество ошибок, которые допускают экзаменуемые, связаны с невнимательным чтением текста задания. Для устранения возможности таких ошибок имеет смысл познакомить обучаемых со специальными приемами, позволяющими им проявить понимание задачи: переформулировать задание, объяснить другу суть вопроса, записать план выполнения задания. При работе предлагается использовать небольшие тексты разных (научно-популярные, информационные, публицистические) жанров.

Существенным недостатком подготовки выпускников является слабое владение языковыми средствами – несформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, правильную географическую терминологию. Это умение тесно связано с навыками работы с информацией с умением географического анализа и интерпретации текстовой информации. Необходимо не только поощрять учащихся формулировать свои мысли устно или письменно, но и предусматривать при планировании образовательного процесса самостоятельные работы учащихся с дополнительными текстами географического содержания. Работа с текстами должна постепенно усложняться: от заданий на поиск и выявление информации, представленной в явном виде, формулирования прямых выводов на основе фактов, имеющихся в тексте, к заданиям на анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование логических выводов на основе содержания текста, а также к заданиям, нацеленным на формирование умений использовать информацию из текста для решения различного круга задач с привлечением ранее полученных географических знаний. При отборе текстов для использования в образовательном процессе следует руководствоваться двумя главными критериями: во-первых, для того, чтобы содержание текста стимулировало школьников к размышлению, использованию их географических знаний для решения познавательных и практико-ориентированных задач, оно должно иметь или личностную, (удовлетворение познавательного интереса), или общественную (затрагивать интересы человека как жителя того или иного города, страны, гражданина мира) значимость; во-вторых содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы.

Для профилактики недостатков подготовки школьников, повышения системности их знаний большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в базовой подготовке обучающихся. Поэтому при планировании образовательного процесса рекомендуется предусмотреть перед началом изучения каждого нового раздела курса школьной географии время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении тех или иных вопросов. Особое значение имеет проведение в начале учебного года стартовой диагностики, нацеленной на проверку сформированности общеучебных информационно-коммуникативных и иных умений, навыков, видов познавательной деятельности. Такую работу можно и нужно планировать и проводить совместно с другими учителями естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов.

ИНФОРМАТИКА

Анализ результатов единого государственного экзамена по информатике в Саратовской области в 2020 году позволяет дать следующие рекомендации по совершенствованию преподавания информатики:

  1. В связи с перспективой введения компьютерного ЕГЭ по информатике в 2021 году целесообразно на всех ступенях обучения информатике уделять особое внимание решению задач, в том числе и по теоретической информатике, с использованием компьютерных инструментов: программирования и электронных таблиц.
  2. Обратить внимание на формирование у обучающихся умений определять объемы информационных объектов (текстовых, графических, звуковых файлов). Необходимо постоянно возвращаться к теме «Измерение информации», которая изучается с 7 класса, чтобы поддерживать навыки расчетов информационных объемов и перевода в различные единицы измерения.
  3. В старшей школе при профильном обучении информатике особое внимание уделять формированию навыков преобразования и упрощения логических выражений с применением законов алгебры логики.
  4. Следует включать в тему программирование рассмотрение понятий «эффективность по времени», «эффективность по памяти», кроме того, знакомить обучающихся с теорией тестирования программных продуктов.
  5. Учитывать при преподавании раздела «Программирование» перечень возможных алгоритмических задач, приведенный в Кодификаторе к материалам единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
  6. Развивать в учащихся навыки переноса знаний и умений в новую ситуацию, формулировать задачи, проверяющие использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  7. При профильном изучении информатики особое внимание уделить алгоритмам обработки структур данных, таких как: строки, массивы, записи.
  8. Формировать у учащихся видение возможных путей решения задач из межпредметной области (физики, химии, лингвистики и т.д.) с использованием различного программного обеспечения.
  9. При разработке программ учебного курса вводить изучение основ программирования с первого года изучения информатики.
  10. Обратить особое внимание на визуальные среды программирования (КуМИР, Scratch, Codu Game Lab, Blockly, SmallBasic) на первых этапах формирования алгоритмического мышления школьников.
  11. Обратить внимание при организации внеурочной деятельности обучающихся на имеющиеся в Саратовской области организации дополнительного образования, ориентированные на развитие цифровых навыков: «Кванториум», «Мобильный кванториум», «IT-кубы», «Точки роста».
  12. В старшей школе при изучении раздела «Программирования» отдавать предпочтение языкам программирования высокого уровня: Python 3.Х, семейство языков С/С++/С#.
  13. Вносить изменения в программы повышения квалификации учителей информатики с учетом изменений содержания и форм проведения итоговых государственных аттестаций по информатике.

ИСТОРИЯ

Возможными направлениями совершенствования организации и методики обучения школьников при изучении истории и в процессе подготовки к ЕГЭ можно назвать:

  • расширение базы источникового материала различного характера;
  • целенаправленная работа над терминологией общего характера (факты и аргументы, итоги и последствия, причины и предпосылки, причинно-следственные связи и пр.);
  • более тщательная подготовка к историческому сочинению, исключающая готовые шаблоны;
  • структурирование исторического материала при его изучении (например, внешняя / внутренняя политика, финансовая / культурная и т.п.);

В связи с большим количеством расхождений при оценке экспертами экзаменационных заданий, необходим более тщательный как отбор экспертов, так и их обучение.

ЛИТЕРАТУРА

Анализ результатов единого государственного экзамена по литературе в Саратовской области в 2020 году позволяет дать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания литературы.

  1. Более точно следовать рекомендациям государственного образовательного стандарта и школьных программ по литературе.
  2. Пробуждать и поддерживать интерес к чтению различными способами (традиционными и нетрадиционными), формировать навыки читательской деятельности, используя современные технологии (электронная книга, аудиокнига, просмотр в записи спектаклей и фильмов на сюжеты русской литературы с последующим обсуждением) и способствовать включению литературного произведения в культурное сознание ученика.
  3. Постоянно проводить работу по развитию начитанности, литературной эрудиции, способности «припоминать» тексты и сопоставлять произведения. Для этого проводить стихотворные «пятиминутки», побуждать к ведению читательского дневника, организовывать разного рода конкурсы, литературные вечера и т. п.
  4. Активно включать в процесс преподавания такие формы работы, как заучивание наизусть, выразительное чтение и подробный пересказ, связывая их с развитием устной и письменной монологической речи.
  5. Систематически работать над формированием аналитических умений в курсе литературы, формировать устойчивый навык аналитического чтения, позволяющий приблизиться к пониманию авторского замысла, проблематики произведения, связи формы и содержания в литературном произведении.
  6. Обучать учащихся умению обращать внимание на детали повествования и изображения, понимать их неслучайный характер, отражение авторской позиции и авторского отношения к изображаемому.
  7. Обратить внимание на работу по формированию умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, объяснять их роль в тексте, используя теоретико-литературный инструментарий.
  8. Внести изменения в рабочие программы по литературе, включив в них в рамках раздела «Формы контроля» письменные аудиторные ответы на проблемные вопросы, мини-сочинения, эссе; ориентировать календарно-тематическое планирование на формирование читательской, культурологической, коммуникативной компетенций в овладении литературным наследием.
  9. Строго выполнять практическую часть программы по литературе: проводить необходимое количество контрольных и обучающих работ; особенно – по развитию речи.
  10. На более ранних этапах (5 – 7 классы) начинать обучение написанию высказываний ограниченного объёма, а также сочинения-рассуждения на основе исходного текста, постепенно развивая умение подбирать убедительные примеры и аргументы для доказательства тезиса; практиковать написание мини-сочинений с творческим заданием. В центр обучения поставить основную единицу современной методики литературы – текст, постоянно подчёркивать значимость литературного и культурного контекста.
  11. Реализовывать межпредметные связи в преподавании литературы, способствующие повышению общекультурного уровня учащихся. Включать в систему контроля знаний учащихся задания различного характера: как репродуктивного, так и исследовательского.
  12. Проводить работу по формированию организационных умений учащихся (правильно читать формулировку задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки поставленного вопроса; внимательно читать инструкции по выполнению заданий разного типа; распределять время при выполнении проверочных, контрольных работ).

МАТЕМАТИКА

  1. При организации процесса преподавания математики следует больше времени уделять умению читать математический текст, выделять его главные и второстепенные аспекты и используя творческое осмысление строить математическую модель задачи. Следует уходить от «нарешивания» однотипных примеров к работе с вариативными условиями.

Чтобы помочь подготовиться к экзамену группам с разным уровнем подготовки требуется организация дифференцированного обучения. На начальном этапе следует выявить дефициты подготовки и для каждой группы разработать программу их восполнения. Для группы, претендующей на высокобалльные результаты, рекомендуется сделать упор на геометрические задачи части с развернутым ответом, а также на задание с параметром. При подготовке к ЕГЭ по математике надо отметить, что выпускникам надо повышать уровень вычислительной культуры, уходить от натаскивания на несколько готовых схем задач к умению грамотного прочтения условия и к пониманию содержательных элементов задачи и методов её решения.

Нацеливать все группы на полное выполнение блока заданий с кратким ответом.

Следует уделять внимание грамотному описанию решений заданий с развернутым ответом.

  1. Допущенные типичные ошибки говорят о необходимости усиления отработки преобразования выражений разных типов, решения уравнений и неравенств. Именно эти умения являются базовыми при решении прикладных задач и стимулируют нахождение решения. Требует усиления умение работать с простейшими математическими моделями реальных ситуаций (задача № 10, задача с экономическим содержанием № 17). Следует отметить, что темы «Логарифм», «Круглые тела», «Исследование функций с помощью производной» ежегодно входят в группу риска. Учителям региона необходимо выстроить четкую систему базовых навыков стереометрии и жестче контролировать выполнение заданий по их усвоению. А также, следует обратить внимание на недостатки усвоения темы «Неравенства», основы которой закладываются в 8 классе, а также на грамотное оформление решения неравенств обобщенным методом интервалов, методом «рационализации».
  2. Рекомендуется проведение методических семинаров для учителей математики региона, посвященных разборам типичных ошибок участников экзамена по математике, а также методам решения стереометрических и экономических задач, решения задач с параметрами. «ЕГЭ на 100 баллов» может быть одним из направлений курсов повышения квалификации.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Анализ результатов единого государственного экзамена по немецкому языку в Саратовской области в 2020 году позволяет предложить рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета «Немецкий язык»:

1. Через методические семинары и заседания районных методических объединений:

развивать единое информационно-методическое пространство для профессионального совершенствования учителей немецкого языка муниципальных образований Саратовской области в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.

2. Проводить вебинары с привлечением ведущих и старших экспертов для учителей Саратовской области:

знакомить с: технологиями и стратегиями подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена;

изучать систему подготовки выпускников 11-х классов к заданиям с развернутым ответом в ЕГЭ;

анализировать типичные ошибки с целью их предупреждения;

осуществлять критериальную оценку заданий с развернутым ответом экзаменационных работ.

3. Проводить вебинары по особенностям экзаменационной работы и критериям ее оценивания с участием председателя предметной комиссии и обучающихся Саратовской области, планирующих сдавать ЕГЭ.

4. Организовывать в образовательном учреждении спецкурсы, кружки, дополнительные занятия, посвященные подготовке к ЕГЭ:

развитию навыков спонтанной речи;

формированию всех составляющих коммуникативной компетенции, включая языковую, речевую и компенсаторную.

5. Обратить внимание в процессе обучения на:

формирование навыка употребления лексических единиц в соответствии с сочетаемостью слов

обеспечение эффективной работы над лексическим материалом на всех основных этапах обучения;

выполнение задания, позволяющего употребить изучаемую лексику для решения коммуникативных задач;

устойчивые сочетания и фразовые глаголы;

отработку лексических и грамматических навыков использовать связные аутентичные тексты; добиваться понимания того, для чего употребляется то или иное грамматическое явление; приучать анализировать контекст, чтобы правильно определить время повествования, последовательность и характер обозначенных в нём действий;

подготовку к устной части (задание 41). Следует большее внимание уделять чтению с листа научно-популярных текстов, содержащих специальную лексику, даты, географические названия. Кроме того, необходимо постоянно проводить тренинги спонтанной речи по пройденной тематике, используя при этом обращенность лексики (задания 43, 44).

6. Создавать районным муниципальным объединениям специальный банк дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ с системой их самостоятельной проработки учащимися с разным языковым уровнем (по типу трех уровней заданий ЕГЭ – базового, повышенного и высокого).

7. Разработать школьным методическим объединениям подробный алгоритм подготовки для индивидуальных учеников, включая указание материалов, сайтов, заданий, сроков выполнения и форм контроля.

8. Проводить работу по формированию организационных умений учащихся:

правильно читать формулировку задания, выделять ключевые вопросы;

строить письменное высказывание в соответствии с планом;

отбирать нужную информацию, аргументацию, необходимую для обоснования своей точки зрения;

делить текст на абзацы и использовать разнообразные средства логической связи между отдельными частями высказывания;

знакомить учащихся с разными видами заданий по письму и тренировать в написании письменных высказываний в соответствии с объемом, указанном в тестовом задании;

обращать особое внимание на языковое оформление письма и письменного высказывания, а также на выполнение требований объёма письменного высказывания;

учить учащихся умению анализировать и редактировать собственные письменные работы.

9. Использовать для подготовки к экзамену только материалы, рекомендованные ФИПИ.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки.

В целом, подобная ситуация укладывается в освещенные в предыдущие годы проблемы, выделяемые при подготовке выпускников по обществознанию. В частности, проблемы в понимании и изучении блоков, посвящённых конституционному строю Российской Федерации, а также умению выполнять сложные задания повышенного уровня сложности в соответствии с требованиями критериев выполнения заданий.

Анализ показывает, что полученные выпускниками результаты свидетельствуют о низком уровне профессиональной подготовки и связаны, вероятнее всего, с полным отсутствием мотивации для обучения (в частности, среди обучающихся, не преодолевших порог по баллам).

Анализ свидетельствует, что выпускники в данной категории хуже всего владеют навыками анализа и научного представления обществоведческого материала, не умеют сформировать связный и обобщенный текст, соответствующий требованиям обществоведческих заданий.

Выпускники по-прежнему не умеют:

– формировать научный текст по обществознанию;

– формировать примеры, иллюстрирующие социальные и общественные процессы и явления;

а также:

– допускают ошибки при выполнении заданий, требующих самостоятельно представить обществоведческий материал;

– не сумели освоить навык представления собственных рассуждений и умений.

Следует обратить внимание на выполнение заданий 8, 16 и 28.

Необходимо обратить внимание выпускников на более тщательное изучение содержания данных разделов и углубление их теоретического понимания, а также подробное изучение критериев оценивания и требований заданий, так как данные блоки заданий взаимосвязаны между собой.

Причинами низкого качества выполнения заданий, являются:

– неправильная и/или расширенная трактовка вопроса задания;

– невнимательность при выполнении условий задания,

– неверное понимание задания,

– непонимание и/или низкий уровень понимания критериев оценивания и структуры требований к выполнению задания.

– при изучении материала не хватает практической отработки теоретического материала на адекватных примерах.

Обучающиеся в недостаточном объеме изучают темы, связанные с политикой и правом. У них нет необходимого социального опыта для формирования примеров и проведения анализа.

В преподавании обществоведческого курса следует повысить внимание к изучению учащимися базовых категорий и понятий, выработку у них умений связывать теоретические знания с явлениями политической действительности, интерпретировать политическую и правовую информацию, синтезировать знания, извлечённые из разных источников.

Проработка понимания критериев оценивания и структуры требований к выполнению задания.

Повышение уровня практической отработки теоретического материала на адекватных примерах.

Углубление проработки отдельных вопросов курса, что особенно важно для предметных линий «Политика», «Право», «Основы конституционного строя».

Проведение систематической работы с обществоведческими понятиями, в особенности по блокам:

­ необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

­ основные социальные институты и процессы;

­ основные этапы и факторы социализации личности;

­ особенности социально-гуманитарного познания;

­ тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.

Рекомендуемые ресурсы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

При подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по обществознанию, включая дистанционное обучение, возможно использование различных популярных онлайн-конструкторов заданий (например, Яндекс.Репетитор), а также открытый банк заданий ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (http://os.fipi.ru/tasks/12/a).

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» также доступны методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ (http://doc.fipi.ru/o-nas/novosti/metod-rekomendatsii-dlya-vypusknikov-po-sam-podgotovke-k-ekzamenam-2020/obshchestvoznaniye-ege.pdf), составленные О.А. Котовой и Т.Е. Лисковой, и варианты ЕГЭ досрочного периода 2020 года (http://doc.fipi.ru/o-nas/novosti/varianty-yege-dosrochnogo-perioda-2020-goda/obshchestvoznaniye.zip).

По-прежнему актуальными остаются видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ, организованные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при поддержке ведущих специалистов-теоретиков и практиков, авторов контрольно-измерительных материалов в 2017-2020 гг.:

– ЕГЭ-2020. Обществознание. Видеоконсультация. Министерство Просвещения Российской Федерации. Домашний час. Лискова Т.Е. https://vk.com/video-30558759_456239754?list=5f448bdb43f5dc381f;

– ЕГЭ-2019. Обществознание. Видеоконсультация. Рособрнадзор. ФИПИ https://www.youtube.com/watch?v=FK8_yWTM-nw;

– ЕГЭ-2018. Обществознание. Видеоконсультация. Рособрнадзор. ФИПИ https://www.youtube.com/watch?v=O50YoDsgrxE;

– ЕГЭ-2017. Обществознание. Видеоконсультация. Рособрнадзор. ФИПИ https://www.youtube.com/watch?v=OTMYyYaITdQ.

Корпорация «Росучебник» ежедневно запускает онлайн-уроки по подготовке к ЕГЭ (https://rosuchebnik.ru/online-lessons/), издательство «Легион» – онлайн-уроки по подготовке к ЕГЭ по специальному графику от авторов пособий (https://www.legionr.ru/webinars/).

 

Бесплатные интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ

С целью организации непрерывного образования педагогических работников и их обмена опытом организованы методические интенсивы по дистанционному обучению от ведущих издательств в формате вебинаров:

– ГК «Просвещение»: «Эффективные методики подготовки к ЕГЭ по обществознанию» https://events.webinar.ru/event/3436665/3493389/a090f5e1b8848c805deddf34d4a89fd6. Источник: https://prosv.ru/webinars/search/

– Корпорация «Росучебник»: ЕГЭ-2020 по обществознанию. Как самостоятельно подготовиться к успешной сдаче.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ege-2020-po-obshchestvoznaniyu-kak-samostoyatelno-podgotovitsya-k-uspe/

– Издательство «Русское слово»: Серия вебинаров, посвящённых подготовке к ЕГЭ по обществознанию издательства «Русское слово» https://русское-слово.рф/articles/96623/

– Издательство «Легион»: https://www.legionr.ru/webinars/http://fipi.ru/ – на сайте представлены основные нормативные документы, демоверсии, спецификации, аналитические материалы по анализу типичных ошибок предыдущих лет, методические рекомендации для проверяющих работу экспертов, а также открытый банк заданий, содержащий сертифицированные тесты для проведения ЕГЭ.

На сайте официальный календарь ЕГЭ 2020, информация по минимальным баллам, таблица перевода первичных баллов в тестовые (вся свежая информацию по 2020 году). Летом 2020 года здесь можно посмотреть свои результаты ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/ru.

Самая большая группа ВКонтакте с бесплатными материалами по всем предметам https://vk.com/ege100ballov.

Экзамены Online – образовательный проект компании Begin.Ru, основной целью которого является создание информационного ресурса, содержащего учебные, экзаменационные и развлекательные материалы для тех, кто хочет проверить свои знания и навыки в самых разных областях человеческой деятельности http://www.examen.ru/.

Популярный ресурс для подготовки к ЕГЭ https://teacher.examer.ru/, где в подробностях можно изучить самые новые и полезные материалы по биологии. Процесс подготовки максимально автоматизирован. Можно указать желаемое количество баллов по ЕГЭ, и специалисты сайта составят индивидуальный план подготовки ученика с учетом его сильных и слабы сторон. Подготовка к экзаменам идет в увлекательной форме в виде квестов. Учитель может создавать свои тесты, отслеживать успехи учеников.

Ресурс для загрузки и проверки домашнего задания. Бесплатная онлайн-платформа для учителей и преподавателей с широкими возможностями для организации дистанционного обучения школьников и студентов. https://cknow.ru/

РУССКИЙ ЯЗЫК

Анализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку в Саратовской области в 2020 году позволяет дать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка:

    1. Более точно следовать рекомендациям государственного образовательного стандарта и школьных программ по русскому языку. Особенно это касается разделов программ, связанных с развитием коммуникативных умений обучающихся.
    2. В старшей школе необходимо планировать самостоятельную работу с текстами различных стилей и типов речи, развивать потребность обучающихся в овладении навыками анализа информации, представленной в различной форме. Следует развивать способности старшеклассников анализировать тенденции, закономерности, проблемы общественной жизни, совершенствовать умения логико-аналитического и речевого характера, связанные с созданием собственного речевого высказывания: умения рассуждать, сопоставлять, оценивать, аргументировать, делать выводы.
    3. Обратить внимание на формирование умения выявлять проблематику текста и позицию автора, комментировать сформулированную проблему, опираясь на исходный текст, избегая излишнего пересказа и цитирования. При комментировании проблемы следовать за автором, а не за героем.
    4. Регулярно проводить работу по развитию устной монологической и диалогической речи учащихся. Соблюдать принцип текстоориентированного обучения русскому языку для развития разнообразных речевых умений учащихся.
    5. Совершенствовать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов. Формировать у учащихся навыки речевого самоконтроля, редактирования текстов.
    6. Следует более последовательно реализовывать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений. Особое внимание следует обратить на формирование аналитических умений.
    7. Включать в аналитическую деятельность учащихся различные виды языкового разбора (особое внимание уделять морфологическому и синтаксическому разборам, работе над «нестандартными» случаями). Повышать уровень орфографической и пунктуационной практической грамотности путем совершенствования речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения).
    8. Следует проводить постоянную работу со школьниками старших классов с целью приобретения ими практических навыков владения орфоэпическими нормами русского языка. В старших классах средней школы следует проводить постоянную работу, связанную с развитием навыков работы с лексической системой языка, в частности с явлением паронимии.
    9. Реализовывать межпредметные связи в преподавании русского языка, способствующие повышению общекультурного уровня учащихся. Включать в систему контроля знаний учащихся задания различного характера: как репродуктивного, так и исследовательского; не ограничиваться тестами одного вида с выбором ответа.
    10. Проводить работу по формированию организационных умений учащихся (правильно читать формулировку задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки поставленного вопроса; внимательно читать инструкции по выполнению тестов разного типа; распределять время при выполнении проверочных, контрольных работ)
    11. Использовать для подготовки к экзамену только материалы, рекомендованные ФИПИ. При подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку акцентировать внимание на системной работе, направленной на формирование у выпускников навыков комплексного анализа текста, обеспечивающих усвоение логических законов построения высказывания. При анализе текстов повествовательного характера обращать особое внимание на способы выражения авторской позиции, которую учащимся трудно выделить в данном случае, при работе с текстами-рассуждениями развивать навыки нахождения примеров-иллюстраций заявленной автором проблемы.

ФИЗИКА

  1. Основное внимание следует обратить на развитие у учащихся способностей к решению физических задач, что возможно только путем прорешивания значительного их количества. С этой целью следует рекомендовать внедрять систему факультативов и кружков для интересующихся физикой учащихся. Возможно, имеет смысл отказаться от используемого некоторыми учителями заучивания формул в пользу решения большого количества задач на их применение.Также следует усилить взаимодействие с преподавателями математики, поскольку недостатки в алгебраической подготовке весьма часто препятствуют достижении высоких результатов учащимися, хорошо понимающими физическую сторону явлений.Следует обратить внимание учащихся на необходимость внимательного прочтения условия задач, аккуратного выполнения требуемых иллюстраций и обязательность записи исходных формул в общем виде.

    Можно рекомендовать обсудить методику подготовки учащихся к решению задач на методических объединениях учителей физики.

    Для успешной подготовки школьников к ЕГЭ учителям физики необходимо обратить внимание на усвоение обучающимися: содержания всех разделов школьного курса по физике и астрономии; умения анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы); понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры; способности четко формулировать свои мысли; изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче экзаменов; при проведении контрольных работ по типу ЕГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации; с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания; воспитывать в обучающихся позитивное отношение к учению, самообразованию.

    Также рекомендуется обучать школьников излагать свои мысли просто, четко и понятно, используя только те термины, значение которых им известно.

    При решении расчетных задач прививать навыки решения «в общем виде», поскольку решение путем последовательных вычислений, хотя и допускается правилами экзамена, существенно затрудняет поиск возможной ошибки, в первую очередь, самим участником экзамена. Для этого необходимо повышать уровень математической культуры учащихся, особенно в части проведения алгебраических вычислений.

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Анализ результатов единого государственного экзамена по французскому языку в Саратовской области в 2020 году позволяет предложить рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета «Французский язык».

1. Через методические семинары и заседания районных методических объединений:

развивать единое информационно-методическое пространство для профессионального совершенствования учителей немецкого языка муниципальных образований Саратовской области в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.

2. Проводить вебинары с привлечением ведущих и старших экспертов для учителей Саратовской области:

знакомить с технологиями и стратегиями подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена;

изучать систему подготовки выпускников 11-х классов к заданиям с развернутым ответом в ЕГЭ;

анализировать типичные ошибки с целью их предупреждения;

осуществлять критериальную оценку заданий с развернутым ответом экзаменационных работ.

3. Проводить вебинары по особенностям экзаменационной работы и критериям ее оценивания с участием председателя предметной комиссии и обучающихся Саратовской области, планирующих сдавать ЕГЭ.

4. Организовывать в образовательной организации спецкурсы, кружки, дополнительные занятия, посвященные подготовке к ЕГЭ:

развитию навыков спонтанной речи,

формированию всех составляющих коммуникативной компетенции, включая языковую, речевую и компенсаторную.

5.Обратить внимание в процессе обучения на:

формирование навыка употребления лексических единиц в соответствии с сочетаемостью слов;

обеспечение эффективной работы над лексическим материалом на всех основных этапах обучения;

выполнение задания, позволяющего употребить изучаемую лексику для решения коммуникативных задач;

устойчивые сочетания и фразовые глаголы;

отработку лексических и грамматических навыков использовать связные аутентичные тексты; добиваться понимания того, для чего употребляется то или иное грамматическое явление; приучать анализировать контекст, чтобы правильно определить время повествования, последовательность и характер обозначенных в нём действий;

подготовку к устной части (задание 41). Следует большее внимание уделять чтению с листа научно-популярных текстов, содержащих специальную лексику, даты, географические названия. Кроме того, необходимо постоянно проводить тренинги спонтанной речи по пройденной тематике, используя при этом обращенность лексики (задания 43, 44).

6. Создавать районным муниципальным объединениям специальный банк дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ с системой их самостоятельной проработки учащимися с разным языковым уровнем (по типу трех уровней заданий ЕГЭ – базового, повышенного и высокого).

7. Разработать школьным методическим объединениям подробный алгоритм подготовки для индивидуальных учеников, включая указание материалов, сайтов, заданий, сроков выполнения и форм контроля.

8. Проводить работу по формированию организационных умений учащихся:

правильно читать формулировку задания, выделять ключевые вопросы;

строить письменное высказывание в соответствии с планом;

отбирать нужную информацию, аргументацию, необходимую для обоснования своей точки зрения;

делить текст на абзацы и использовать разнообразные средства логической связи между отдельными частями высказывания;

знакомить учащихся с разными видами заданий по письму и тренировать в написании письменных высказываний в соответствии с объемом, указанном в тестовом задании;

обращать особое внимание на языковое оформление письма и письменного высказывания, а также на выполнение требований объёма письменного высказывания;

учить учащихся умению анализировать и редактировать собственные письменные работы.

9. Использовать для подготовки к экзамену только материалы, рекомендованные ФИПИ.

ХИМИЯ

  1. Получение максимального количества баллов по химии напрямую зависит от осознанности выбора экзаменуемым предметов для сдачи ЕГЭ. Чем раньше обучающиеся определяются с тем, какие предметы им необходимо изучать на профильном уровне, тем выше результаты ЕГЭ. Однако многие учащиеся 8-х классов, начинающие изучать химию, не умеют выстраивать образовательную и профессиональную траектории, поэтому задача учителя максимально рано начать профильную мотивационную работу, чтобы продемонстрировать обучающимся, в каких областях современной жизни важны прочные знания по химии.
  2. В современных условиях в связи с сокращением часов на предметы естественнонаучного цикла наблюдается тенденция сокращения числа практических и лабораторных работ; происходит их замена демонстрационным экспериментом или другими формами работы (например, просмотром видеоряда). Нередко при проведении эксперимента требования учителя нацелены лишь на запись уравнений реакций, что снижает значимость выработки практических умений, знаний правил техники безопасности; все это приводит к затруднениям, возникающим у учащихся при выполнении заданий практикоориентированного характера. Учителям химии следует уделять внимание данному виду заданий в ходе уроков и во внеурочной деятельности.
  3. Необходимо также активизировать работу по формированию у обучающихся таких общеучебных умений и навыков, как: извлечение и переработка информации, представленной в различном виде (текст, таблица, схема). Научить представлять переработанные данные в различной форме, выстраивать логически обоснованный порядок выполнения заданий, выявлять причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и способами получения конкретных веществ.
  4. С целью формирования прочных предметных результатов учителю важно включать в содержание каждого урока задания не только на знакомство с основными понятиями химии, но прежде всего задания на:

выявление взаимосвязи понятий,

использование важнейших химических понятий для объяснения отдельных фактов и явлений,

применение основных положений химических теорий,

анализ строения и свойств веществ,

использование Периодического закона Д.И. Менделеева для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений,

классификацию неорганических и органических веществ по всем известным классификационным признакам,

теоретическое экспериментирование, объяснение общих способов и принципов получения наиболее важных веществ,

определение и классификацию валентности, степени окисления химических элементов, зарядов ионов; вида химических связей в соединениях и типа кристаллической решетки,

определение и доказательство принадлежности веществ к различным классам неорганических и органических соединений,

анализ химических реакций в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам),

анализ и сопоставление общих химических свойств основных классов неорганических соединений, свойств отдельных представителей этих классов,

выявление сущности изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных и составление их уравнений,

правильное планирование и проведение экспериментов по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;

правильное планирование, аргументированное произведение и проверку вычислений по химическим формулам и уравнениям.

  1. В качестве одной из главных причин ошибок выпускников при выполнении заданий с развернутым ответом можно назвать отсутствие системной работы по формированию умений выполнять задания с простыми веществами и оксидам. Учащиеся, как правило, знают о конкретных свойствах простых веществ и оксидов, но недостаточно понимают закономерности их изменений по группам и периодам, или, зная о возможности протекания отдельных реакций, не понимают внутренние причины и условия осуществления подобных процессов в целом. Из этого следует, что работа по формированию практических навыков должна стать частью каждого урока и быть частью самостоятельной подготовки обучающихся.
  2. Подготовка к ЕГЭ обучающихся не должна сводиться к натаскиванию на решение типичных заданий, а должна предусматривать формирование у учащихся системы знаний, поэтому целесообразно больше учебного времени уделить вопросам систематизации знаний, решению заданий с развернутым ответом. При выполнении заданий с развернутым ответом учащиеся максимально полно демонстрируют не только теоретическую подготовку, но и уровень владения предметом в практической ситуации. Из этого следует, что работа по формированию практических навыков должна стать частью каждого урока и быть частью самостоятельной подготовки обучающихся.
  3. Использовать при организации учебного процесса и подготовке обучающихся к ЕГЭ нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, размещенные на официальном сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). Предложения, направленные на совершенствование подготовки к ЕГЭ.
  4. При создании демоверсии 2021 года включить в неё задания по сложности, не уступающие реальным заданиям КИМ, чтобы не создавать у учащихся ложного представления о простоте и легкости КИМ. При решении демоверсии обучающиеся должны критически оценить свой уровень знаний и осознанно относиться к подготовке к предстоящему ЕГЭ.
  5. Предлагаем разработчикам заданий КИМ ЕГЭ знакомить с новыми типами задач для части 2 уже на уровне демоверсии.
  6. Организовать обучающие семинары разработчиками КИМ (в форме вебинаров) для учителей химии по тем заданиям, которые вызвали наибольшие затруднения в 2020 году.
  7. Считаем целесообразным продолжить проведение на региональном уровне повышения квалификации руководителей методических объединений, учителей химии в форме семинара или краткосрочных курсов по ознакомлению с общими подходами к оцениванию части 2 экзаменационной работы, с типичными ошибками при выполнении ЕГЭ по химии.