Концепция развития математического образования


Реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации
на территории Саратовской области (КМО)

Концепция развития математического образования в Российской Федерации представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Концепция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.

В  апреле 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. № 265).

13 ноября 2014 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области в 2015 году.

Приказом министерства образования Саратовской области от 13 ноября 2014 г. № 2845 «О реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области в 2015 году»Саратовский областной институт развития образования  был определен региональным координатором по реализации Концепции  развития математического образования.

7 мая 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Этим Указом российскому Правительству  было поручено обеспечить реализацию ряда важнейших мероприятий в области образования, включая разработку и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации.

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Цель настоящей Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

  • Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:
  • модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;
  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки “нет неспособных к математике детей”, обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;
  • обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;
  • повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;
  • поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;
  • обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
  • популяризация математических знаний и математического образования.
  1. Областной педагогический фестиваль  «Лучший видео-курс»

  2. Областной профессиональный конкурс дистанционных курсов среди педагогических работников образовательных учреждений   «Доступное образование»

  3. Областной методический семинар «Стратегические направления взаимодействия кафедры математического образования и районных методических объединений учителей математики» 

  4. Региональный интеллектуально-творческий конкурс проектов «Открой свою планету Знаний»

  5. Региональный конкурс для школьников «Юный математик» для учащихся 7-11 классов

  6. Областной методический семинар «Применение современных технологий на уроках математики как фактор успешной реализации требований ФГОС ООО»

  7. X Межрегиональная научно-методическая конференция «Школьное математическое образование в XXI веке: концептуальные подходы и стратегические пути развития»

  8. Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта-к профессиональной карьере»-2015

  9. Региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»

  10. Областной конкурс программ предпрофильной подготовки и профильного обучения

  11. Областной конкурс «Методическая шкатулка 2015»

  12. Областной методический семинар  «Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми» (с использованием дистанционных образовательных технологий)

  13. Областная олимпиада по математике для студентов профессиональных образовательных учреждений Саратовской области

  14. VII региональный конкурс ученических творческих работ по математике «Математика в моей жизни»

  15. VI региональная математическая дистанционная олимпиада школьников «Олимпик»

  16. VII региональный творческий конкурс учителей математики «Я-Учитель»

  17. Областной методический семинар «Система работы учителя математики при подготовке к аттестации на высшую квалификационную категорию»

  18. Областной методический семинар «Организация метапредметной проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС»

  19. Областной методический семинар «Методика подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе»

  20. Областной семинар «Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов средствами современных УМК по математике»

  21. VIII Региональная научно-практическая конференция «Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы», включая работу секции «ИКТ в математическом образовании»

  22. Областной слет учителей математики «Эффективные методы, формы и средства обучения математике в условиях модернизации российской школы»

  23. Областной методический семинар «Методика подготовки к ОГЭ по математике в 9 классе» (с использованием дистанционных образовательных технологий)

  1. Региональный информационно-образовательный портал Министерства образования Саратовской области 

  2. Саратовский областной  институт развития образования 

  3. Страница кафедры математического образования ГОУ ДПО «СОИРО» на CарВики

  4. Российский портал открытого образования 

  5. Федеральный институт педагогических измерений 

  6. Федеральный институт развития образования 

  7. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена 

  8. Информационно-методический портал “Дополнительное образование детей” 

  9. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности 

  10. Московский центр непрерывного математического образования 

  11. Информационно-коммуникационные технологии в образовании 

  12. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей математики 

  13. Открытый класс. Сообщество «Мир математики»

  14. Газета “Математика” Издательского дома “Первое сентября” 

  15. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») 

  16. Фестиваль ученических работ «Портфолио» («Первое сентября») 

  17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

  18. Российский общеобразовательный портал   

  19. Математический портал «Матуха.ру» 

  20. В Контакте. Сообщество «Геометрия для всех» 

  21. Сайт УМК МУРАВИНЫХ по математике для 5-11 классов

  22. Сайт УМК Смирновых по геометрии для 7-11 классов 

  23. Сайт Шевкин.РУ – УМК Никольского 

  24. Математика в Открытом колледже 

  25. Интернет-поддержка учителей математики

  26. AIlmath.ru — вся математика в одном месте 

  27. EqWorld: Мир математических уравнений 

  28. Exponenta.ru: образовательный математический сайт 

  29. Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа 

  30. Кружок по геометрии под руководством Ю.А.Блинкова 

  31. Графики функций

  32. ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию 

  33. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система 

  34. Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) 

  35. Интернет-проект “Задачи”

  36. Математические этюды

  37. Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ 

  38. Математические олимпиады и олимпиадные задачи 

  39. Международный математический конкурс “Кенгуру”

  40. Методика преподавания математики 

  41. Московская математическая олимпиада школьников 

  42. Математический он-лайн тренажёр 1-4    

  43. Сайт Издательства «Просвещение» 

  44. Сайт Издательства «Мнемозина»

  45. Сайт Издательства «Дрофа» 

  46. Сайт Издательства «Вентана-Граф» 

  47. Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников