Реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации
на территории Саратовской области (КМО)
Концепция развития математического образования в Российской Федерации представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Концепция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
В апреле 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. № 265).
13 ноября 2014 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области в 2015 году.
Приказом министерства образования Саратовской области от 13 ноября 2014 г. № 2845 «О реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области в 2015 году»Саратовский областной институт развития образования был определен региональным координатором по реализации Концепции развития математического образования.
7 мая 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Этим Указом российскому Правительству было поручено обеспечить реализацию ряда важнейших мероприятий в области образования, включая разработку и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации.
Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.
Цель настоящей Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.
- Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:
- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;
- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки “нет неспособных к математике детей”, обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;
- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;
- повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;
- поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;
- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
- популяризация математических знаний и математического образования.
-
Областной педагогический фестиваль «Лучший видео-курс»
-
Областной профессиональный конкурс дистанционных курсов среди педагогических работников образовательных учреждений «Доступное образование»
-
Областной методический семинар «Стратегические направления взаимодействия кафедры математического образования и районных методических объединений учителей математики»
-
Региональный интеллектуально-творческий конкурс проектов «Открой свою планету Знаний»
-
Региональный конкурс для школьников «Юный математик» для учащихся 7-11 классов
-
Областной методический семинар «Применение современных технологий на уроках математики как фактор успешной реализации требований ФГОС ООО»
-
X Межрегиональная научно-методическая конференция «Школьное математическое образование в XXI веке: концептуальные подходы и стратегические пути развития»
-
Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта-к профессиональной карьере»-2015
-
Региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»
-
Областной конкурс программ предпрофильной подготовки и профильного обучения
-
Областной конкурс «Методическая шкатулка 2015»
-
Областной методический семинар «Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми» (с использованием дистанционных образовательных технологий)
-
Областная олимпиада по математике для студентов профессиональных образовательных учреждений Саратовской области
-
VII региональный конкурс ученических творческих работ по математике «Математика в моей жизни»
-
VI региональная математическая дистанционная олимпиада школьников «Олимпик»
-
VII региональный творческий конкурс учителей математики «Я-Учитель»
-
Областной методический семинар «Система работы учителя математики при подготовке к аттестации на высшую квалификационную категорию»
-
Областной методический семинар «Организация метапредметной проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС»
-
Областной методический семинар «Методика подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе»
-
Областной семинар «Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов средствами современных УМК по математике»
-
VIII Региональная научно-практическая конференция «Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы», включая работу секции «ИКТ в математическом образовании»
-
Областной слет учителей математики «Эффективные методы, формы и средства обучения математике в условиях модернизации российской школы»
-
Областной методический семинар «Методика подготовки к ОГЭ по математике в 9 классе» (с использованием дистанционных образовательных технологий)
-
Региональный информационно-образовательный портал Министерства образования Саратовской области
-
Саратовский областной институт развития образования
-
Страница кафедры математического образования ГОУ ДПО «СОИРО» на CарВики
-
Российский портал открытого образования
-
Федеральный институт педагогических измерений
-
Федеральный институт развития образования
-
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
-
Информационно-методический портал “Дополнительное образование детей”
-
Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
-
Московский центр непрерывного математического образования
-
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
-
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей математики
-
Открытый класс. Сообщество «Мир математики»
-
Газета “Математика” Издательского дома “Первое сентября”
-
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)
-
Фестиваль ученических работ «Портфолио» («Первое сентября»)
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
Российский общеобразовательный портал
-
Математический портал «Матуха.ру»
-
В Контакте. Сообщество «Геометрия для всех»
-
Сайт УМК МУРАВИНЫХ по математике для 5-11 классов
-
Сайт УМК Смирновых по геометрии для 7-11 классов
-
Сайт Шевкин.РУ – УМК Никольского
-
Математика в Открытом колледже
-
Интернет-поддержка учителей математики
-
AIlmath.ru — вся математика в одном месте
-
EqWorld: Мир математических уравнений
-
Exponenta.ru: образовательный математический сайт
-
Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
-
Кружок по геометрии под руководством Ю.А.Блинкова
-
Графики функций
-
ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию
-
Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
-
Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
-
Интернет-проект “Задачи”
-
Математические этюды
-
Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ
-
Математические олимпиады и олимпиадные задачи
-
Международный математический конкурс “Кенгуру”
-
Методика преподавания математики
-
Московская математическая олимпиада школьников
-
Математический он-лайн тренажёр 1-4
-
Сайт Издательства «Просвещение»
-
Сайт Издательства «Мнемозина»
-
Сайт Издательства «Дрофа»
-
Сайт Издательства «Вентана-Граф»
-
Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников