Методическая деятельность


Курирующий проректор 

ОВЧИННИКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

Телефон

+7 (8452) 28-25-24 (доб.115)

Электронная почта

omcpopr@soiro.ru

 

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2020 ГОД

Организационно-методическая деятельность по развитию региональной системы образования осуществлялась в 2020 году в соответствии с требованиями государственной политики и национальным проектом «Образование». В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и введением ограничительных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) реализация общеобразовательных программ была организована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Были разработаны меры информационной и технической поддержки педагогов и руководителей образовательных организаций Саратовской области для организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий.

Одним из ключевых направлений поддержки педагогов Саратовской области в 2020 году стала методическая помощь при организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий, вызванная введением ограничительных мер из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Ведущими методистами ГАУ ДПО «СОИРО» на основании рекомендаций Министерства просвещения РФ были разработаны рекомендации для педагогов-предметников и руководителей образовательных организаций региона в целях оказания методической помощи при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также методические рекомендации по организации промежуточной аттестации и смешанного обучения в школах, по правовым отношениям выбора и перехода отдельных обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на разные формы обучения. Эти методические рекомендации были размещены на стартовой странице официального сайта ГАУ ДПО «СОИРО» и в социальных сетях для более широкого охвата представителей педагогической общественности.

В ноябре в рамках деятельности Института проходила стратегическая сессия в сфере цифрового образования, направленная на развитие навыков и компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций по использованию новых цифровых инструментов и сервисов в учебном процессе. Программа сессии включала в себя детальный разбор подготовки и проведения онлайн-занятия на популярных платформах Zoom, Googl Meet, Skype, с помощью сервиса Teams на платформе Dnevnik.ru; организации обучения на таких информационно-образовательных платформах, как Региональный портал дистанционного обучения обучающихся Саратовской области edusar.soiro.ru, Российская электронная школа, Учи.ру и др. с целью отработки навыков формирования группы или класса, назначения заданий, анализа успеваемости и прохождения программы учебного курса школьниками, а также создания педагогами собственных электронных ресурсов.

Данная стратегическая сессия позволила сформировать команды тьюторов в каждом муниципальном районе области, которые могут оперативно оказывать содействие педагогам в организации дистанционного обучения.

С целью более широкого охвата педагогов образовательной и методической помощью сотрудниками ГАУ ДПО «СОИРО» подготовлены видеоуроки и информационные материалы по организации работы с использованием электронных образовательных платформ и информационных систем, которые размещены в социальных сетях и на официальном сайте Института.

Для оперативного решения возникающих у педагогов вопросов при организации учебного процесса в дистанционной форме и получения консультаций и необходимых рекомендаций по организации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в области начал действовать телефон горячей линии: (8452) 28-23-26. Кроме того, педагоги могли получать ответы на свои вопросы, отправив их на адрес электронной почты: distedu@soiro.ru. Всего за консультацией по различным каналам связи обратилось 27 человек.

В течение 2020 года структурными подразделениями Института по методическому сопровождению инновационных процессов региональной системы образования проведено более 120 семинаров по актуальной педагогической тематике, количество слушателей составило более 7000 человек, охват районов – 100 %.

Помимо семинаров, в 2020 году большое внимание уделялось методическим конференциям по актуальным вопросам сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, проведения форумов, дискуссионных и переговорных площадок, которые собрали около 2000 участников.

Была продолжена работа с издательствами, проводились консультационные семинары с коллективами авторов учебников для педагогов в рамках работы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В очно-заочном формате проходили совместные мероприятия с профсоюзной организацией, Ассоциацией молодых педагогов Саратовской области.

Выявление и распространение инновационного педагогического опыта на региональном и всероссийском уровнях проходило через развитие конкурсного движения. Были проведены муниципальные и региональные этапы всероссийских конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитатель года»¸ «Сердце отдаю детям», «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры».

В дистанционном формате с 8 по 18 мая прошла XV Региональная методическая конференция «Слагаемые профессиональной компетентности педагога». Направления ее работы: распространение инновационных педагогических практик; внедрение электронных учебно-методических пособий и электронных форм учебников; поддержка инициатив молодых педагогов и их наставников; презентация эффективных моделей методических служб; реализация федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Участниками конференции стали 466 педагогических работников. По ее итогам издан сборник трудов участников конференции «Слагаемые профессиональной компетентности педагогов».

Одной из приоритетных задач, реализуемых в 2020 году, по-прежнему остается обеспечение профессионального развития молодых специалистов региона. Для решения данной задачи были проведены мероприятия, способствующие профессиональному росту молодых педагогов. В 2020 году проводились курсы «Школа молодого педагога», которые прошли 25 молодых учителей.

В рамках ежегодного августовского совещания одна из площадок, названная «Равносторонний треугольник или замкнутый круг: как подготовить учителя будущего?», была посвящена выявлению причин дефицита педагогов в Саратовской области и поиску путей решения проблемы. Молодые педагоги, абсолютные победители конкурсов педагогического мастерства «Учитель года», «Педагогический дебют», опытные педагоги-наставники обсудили проблемы адаптации молодых педагогов, наставничество, отсутствие позитивного имиджа педагога в нашем обществе, систему обучения студентов в педагогическом вузе, причины нежелания работать по своей специальности. Эта тематика была продолжена на Форуме молодых педагогов «Вместе в будущее!», который прошел в декабре при поддержке областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Проводимые в течение года мероприятия позволили выявить и обобщить лучшие образовательные практики региона, координировать деятельность руководителей методических служб в муниципальных районах области. Участие в них позволило педагогам области ознакомиться с самыми востребованными методиками и практиками организации учебного процесса и внедрить их в свою профессиональную деятельность, а дистанционный формат проведения мероприятий дает работникам образования возможность сохранить наиболее актуальные для них информационные материалы.