Образовательная деятельность


Курирующий проректор 

НОВИКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Телефон

+7 (8452) 28-25-24 (доб. 117)

Электронная почта

proobr@soiro.ru

 

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2020 ГОД

Основной целью деятельности Института является осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам.

Реализация данной цели направлена на достижение стратегических целевых показателей национального проекта «Образование» в рамках осуществления региональных проектов.

Региональный проект «Современная школа» предусматривал повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, удовлетворяющим образовательные и профессиональные потребности человека в развитии, соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

В рамках реализации образовательной деятельности в 2020 году решались следующие задачи:

– обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогических работников на основе диагностики профессиональных дефицитов, использования современных цифровых технологий, постоянного обмена опытом и лучшими практиками, стажировок, командного обучения, участия в профессиональных ассоциациях;

– совершенствование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с использованием механизмов привлечения работодателей к проектированию и оценке результатов освоения программ, профессионально-общественной экспертизы программ для учителей технологии и ОБЖ, педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов, которые осуществляют работу с обучающимися в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», открытых в 42 школах, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области. В период с сентября по декабрь 2020 года обучено 232 педагогических работника этих центров по пяти дополнительным профессиональным программам.

В рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» повысили уровень профессионального мастерства 2 % педагогов Саратовской области (учителя русского языка, математики, физики, химии, биологии, информатики, технологии) и классных руководителей. Специалисты Института приняли активно участие в апробации единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования. Две дополнительные профессиональные программы («Основы судейской практики проведения тестирования населения в рамках реализации ВФСК ГТО, в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 36 часов и «Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» в объеме 32 часа), разработанные специалистами Института, представлены на профессионально-общественную экспертизу, и первая из них успешно ее прошла.

Образовательная деятельность в Институте направлена в 2020 году и на повышение квалификации его сотрудников. В марте – мае 2020 года 66 сотрудников Института прошли корпоративное обучение по ДПП «Ключевые вопросы повышения качества образования в рамках реализации национального проекта „Образование“» в объеме 16 часов. В октябре – ноябре 2020 года 30 сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава и методического корпуса Института прошли обучение в Ярославском институте развития образования по ДПП «Управление ОО в условиях реализации ФГОС ОО» в объеме 36 часов.

В течение последних лет в Институте сформировалась модель непрерывного профессионального развития работников образования, включающая, кроме курсовой подготовки (один раз в три года), активную работу в рамках организационно-методической, научно-инновационной, информационно-технологической деятельности.

В процессе входной диагностики, которая проводится в начале курсовой подготовки, определяются профессиональные дефициты педагогов, которые могут быть преодолены как в ходе освоения дополнительных профессиональных программ, так и посредством участия работников образования в различных методических и конкурсных мероприятиях, реализуемых Институтом (семинары, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы профессионального мастерства и т.д.).

Планирование и реализация курсовой подготовки в 2020 году проведены в полном соответствии с заявками муниципальных районов, образовательных организаций и учредителя – министерства образования области.

Всего в 2020 году было обучено 22948 слушателей, в том числе по продолжительности обучения:

Продолжительность повышения квалификации Число слушателей
Курсы повышения квалификации (22–144 часа) 9388
Профессиональная переподготовка (свыше 250 часов) 171
Семинары учебные и методические (6–18 часов) 11420
Вебинары 22
Дополнительные общеразвивающие программы 1947
ИТОГО 22948

 

Государственное задание Института по государственной услуге «реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации» включало обучение 8735 слушателей в рамках курсовой подготовки. Фактически было обучено 8819 работников региональных систем общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования. В рамках приносящей доход деятельности – 569 слушателей, в том числе в процессе сетевого взаимодействия ГАУ ДПО «СОИРО» и СГУ имени Н.Г. Чернышевского 162 слушателя Института прошли обучение по совместно разработанной и утвержденной ДПП «Интерактивная педагогика в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа).

Профессиональную переподготовку на договорной основе с присвоением новой квалификации прошли 159 работников образования. В рамках государственного задания – 12 работников технопарка «Кванториум».

В процессе учебных и методических семинаров профессиональное мастерство повысили 11369 работников образования, в рамках приносящей доход деятельности – 51 человек.

Специалистами Института разработана 251 дополнительная профессиональная программа (ДПП) для различных категорий слушателей (https://soiro.ru/content/obrazovanie-0), в том числе 146 ДПП повышения квалификации и 17 ДПП профессиональной переподготовки. В рамках реализации региональных проектов 1.2 «Старшее поколение» и 1.3. «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» были разработаны 63 программы профессиональной переподготовки и 25 программ повышения квалификации.

По указанным программам обучены следующие категории слушателей:

 

Категория слушателей

Число

слушателей

Руководители образовательных учреждений и их заместители 615
Руководители и педагогические работники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) 827
Учителя начальных классов 362
Учителя-предметники, в том числе:  
учителя математики 410
учителя русского языка и литературы 622
учителя иностранного языка 396
учителя химии 145
учителя биологии 91
учителя физики 203
учителя истории и обществознания 328
учителя географии 131
учителя информатики 222
другие категории 2065
Эксперты региональных предметных комиссий ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) 810
Педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги 722
Педагоги дополнительного образования 1120
Педагогические работники системы среднего профессионального образования 490
ИТОГО 9559

 

В повышении квалификации учителей-предметников школ с низкими образовательными результатами (НОР) и учителей, чьи ученики не преодолели пороговый балл на ГИА, приняли участие 239 слушателей.

В обучении экспертов региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации (ГИА) участвовало 810 педагогов.

В 2020 году Институт принял участие в реализации федеральных проектов «Старшее поколение» и «Содействие занятости женщин». Кафедрами были разработаны программы повышения квалификации и переподготовки, которые освоили 13 слушателей.

В рамках реализации командного обучения по программе повышения квалификации «Формирование эффективной управленческой команды» обучено 60 слушателей (руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций).

Дополнительное профессиональное образование, реализуемое Институтом, направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей человека, его непрерывное профессиональное образование, обеспечение соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Основными пользователями результатов внутренней оценки качества дополнительных профессиональных программ и результатами их реализации являются: слушатели системы повышения квалификации, работодатели, министерство образования Саратовской области, Ученый совет Института, организации, осуществляющие общественную аккредитацию.

Функционирование внутренней системы оценки качества образования осуществляется в соответствии с положением о внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации (https://soiro.ru/sites/default/files/prilozhenie_no9_polozhenie_o_vnutrenney_ocenke_kachestva.pdf).

Анализ данных социологического опроса позволил не только определить уровень удовлетворенности слушателей дополнительными профессиональными программами (4,55 – 91,0 3%), но и наглядно подтвердить полученные в рамках исследований оценки компетенций педагогов, перспективы развития системы повышения квалификации педагогов области. За три года опрос выявил отрицательную динамику значения индекса удовлетворенности респондентов качеством образовательных услуг.

В 2020 году результаты социологического опроса слушателей – не единственный показатель оценки удовлетворенности КПК/ПП. Руководители образовательных организаций, чьи сотрудники проходили в Институте КПК/ПП, заполняли рефлексивные листы о результативности обучения педагогов. Данная процедура позволила выявить основные запросы и пожелания заказчиков образовательных услуг.

Сгенерировано облако слов профессиональных дефицитов педагогов. Для успешного выполнения должностных обязанностей работникам образования Саратовской области необходимы знания в области дистанционного обучения (формирование нормативной базы, демонстрация эффективных практик, анализ программных продуктов, составление онлайн-уроков и т.д.), ИКТ-грамотность (не только перечень инструментов, но и реальная практика работы с ресурсами). Остается актуальным запрос на практическую ориентированность курсов, на образовательные туры в учреждения, реализующие инновационные практики. Отмечается рост количества запросов на такие темы, как аналитика образовательных данных и инфографика, деструктивное поведение всех участников образовательных отношений, работа с одаренными обучающимися и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Руководители образовательных организаций в рефлексивном листе отмечали профессиональные потребности для следующих этапов обучения сотрудников. Рефлексивный лист показал практическую заинтересованность 65 % руководителей в обучении своих сотрудников на курсах.

В пожеланиях по совершенствованию обучения перечислены следующие позиции: включение интерактивных средств удаленного взаимодействия, внесение изменений в график курсов: каникулярное время, вторая половина дня (без отрыва от производства). Для слушателей, работающих в постоянном информационном потоке, важно оказывать оперативную техническую поддержку, актуализировать систему оповещения не только на курс, но и на этапы процесса освоения образовательной программы (рассылка).

Работа детского технопарка «Кванториум» как структурного подразделения Института направлена на достижение целей и задач, поставленных национальным проектом «Образование»

Основной целью деятельности детского технопарка «Кванториум» является обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для детей Саратова и Саратовской области, развития у них технических способностей и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей экономики региона.

Региональный проект «Успех каждого ребенка» нацелен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

В рамках реализации образовательной деятельности детского технопарка «Кванториум» в 2020 году выполнены следующие задачи:

– охват более 850 детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам технической направленности;

– реализация шести направлений деятельности: ПромРобо, Нано, Энерджи, IT, V/R, A/R, Хайтек, по наиболее востребованным техническим направлениям в регионе;

– проведены мероприятия для обучающихся города и области с охватом более 3500 детей (мастер-классы, дни открытых дверей, выездные дни «Кванториума» в образовательных организациях, квесты и др.);

– 12 педагогов дополнительного образования детского технопарка «Кванториум» прошли повышение квалификации;

– к деятельности детского технопарка «Кванториум» удалось привлечь интеллектуальных и технологических партнеров: Центр квантовых технологий при МГУ им. М.В. Ломоносова, общеобразовательные организации Саратова и области (Лицей-интернат № 64, Лицей № 2, Лицей «Солярис», Инженерный лицей, МОУ «СОШ № 82», МОУ «СОШ № 11», Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва, МОУ «Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района, МОУ СОШ с. Вязовка Татищевский муниципального района);

– участие проектных команд детского технопарка «Кванториум» в мероприятиях регионального и всероссийского уровня, таких как хакатоны в Нижнем Новгороде, Москве и Ставрополе, конкурс в Волгограде.

С 1 сентября 2020 года на территории Саратовской области функционирует мобильный технопарк «Кванториум», созданный в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В период с сентября по декабрь 2010 года технопарк посетил шесть агломераций: Советское, Татищевское, Воскресенское, Новобурасское, Марксовское, Лысогорское муниципальные образования. Первые вводные образовательные сессии уже охватили более 1000 обучающихся по шести направлениям: геоинформационные технологии, аэротехнологии, промышленный дизайн, промышленная робототехника, информационные технологии, виртуальная и дополненная реальность.

У школьников общеобразовательных организаций муниципальных районов была возможность ознакомиться с высокотехнологичным оборудованием в рамках реализации сетевой программы «Урок технологии в мобильном технопарке „Кванториум“», где дети обучались принципам 3D-моделирования, использования аддитивных технологий и лазерной резки.

Каждую неделю в мобильном технопарке «Кванториум» проходят мероприятия для детей различных школ и поселков: экскурсии, мастер-классы, конкурсы. Педагоги-наставники мобильного технопарка провели более 20 мастер-классов, в которых приняли участие свыше 900 участников.

Специалисты мобильного технопарка «Кванториум» активно взаимодействует с центрами образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В Воскресенском районе реализуются совместные учебные проекты с центрами «Точка роста» МОУ «СОШ с. Воскресенское» и МОУ «СОШ с. Елшанка», а в Советском районе прошли мастер-классы для педагогов центров «Точка роста» поселка Мокроус Федоровского района.

Педагоги-наставники мобильного технопарка активно вовлекают обучающихся в творческую техническую деятельность и участвуют с ними в различных мероприятиях. Главным достижением стало II место в финале Всероссийского конкурса «АгроНТИ – 2020» (номинация «АгроРоботы»), обучающегося мобильного технопарка «Кванториум» и МОУ «СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы». На региональном этапе два школьника стали призерами.