Курирующий проректор | |
Телефон |
+7 (8452) 28-25-24 (доб.____) |
Электронная почта |
______@soiro.ru |
НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Организация научной и инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений работы Саратовского областного института развития образования (далее – Институт) в рамках комплекса мероприятий по модернизации системы регионального образования.
В майском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 задан вектор развития системы образования, что обусловило изменение характера планирования деятельности всех образовательных ведомств.
В аспекте актуализации новейших федеральных стратегических документов научно-инновационная деятельность Института с текущего года построена с учетом проектно-целевого подхода. В связи с этим, начиная с 2019 года, план работы научно-инновационной деятельности института разрабатывается в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» и региональными проектами «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда».
Реализация научно-инновационной составляющей обеспечивается сотрудниками кафедр и структурными подразделениями в соответствии с нормативными видами работ, интегрирующими 1) научно-публикационную деятельность, 2) участие в научных мероприятиях, 3) организация научных мероприятий с различными категориями педагогических работников и обучающимися, 4) разработку и реализацию научных программ и проектов, 5) координацию деятельности региональных инновационных площадок и проектно-исследовательских лабораторий, 6) повышение научного ценза работников института.
Научно-инновационная деятельность Института направлена на организацию и проведение научных исследований в соответствии с тенденциями развития системы образования в Российской Федерации, Федеральными и региональными программами развития образования с целью использования научных достижений в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также интеграции научно-исследовательских проектов в региональное образовательное и научное пространство.
Институт является координатором научно-исследовательской работы в образовательных организациях Саратовской области, организация которых осуществляется в рамках комплекса мероприятий (проектов) по модернизации системы образования области. Стимулирование научно-исследовательской работы педагогов и обучающихся области выступает одним из приоритетных направлений деятельности Института.
Политика Института в области научно-инновационной деятельности осуществляется исходя из приоритета следующих принципов:
- интегративное единство научной, образовательной и инновационной деятельности;
- концентрация научного потенциала Института на приоритетных направлениях развития педагогической науки, разработка научной продукции и организация ее внедрения в образовательную практику;
- поддержка научно-педагогических коллективов, комплексных научно-проектных групп, обеспечивающих высокий уровень научных исследований;
- обеспечение качества реализуемых научно-исследовательских проектов Института;
- обеспечение свободы научного творчества, открытости, доступности при формировании и развитии научной политики Института.
Основными задачами Института в сфере организации и развития научно-инновационной деятельности являются:
- повышение конкурентоспособности кадрового потенциала региональной системы образования посредством образовательной, консультационной и конкурсной деятельности;
- научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы образования;
- развитие системы обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов системы образования области;
- обеспечение качества реализуемых образовательных программ, научно-исследовательских и инновационных проектов;
- развитие перспективных форм сотрудничества с научными и образовательными организациями региона с целью совместного решения научно-исследовательских задач, расширения использования результатов НИР в практике деятельности образовательных организаций;
- углубление научных коммуникаций института с региональным и всероссийским профессиональным научным сообществом с целью совместной разработки и реализации проектов научно-исследовательского сотрудничества, проведения научных конференций и пр.;
- развитие научно-исследовательской базы Института, поддержка педагогических коллективов и научно-исследовательских проектов образовательных организаций региональной системы образования;
- привлечение педагогических работников региона к участию в выполнении исследований, направленных на повышение профессиональной компетентности, создание совместных проектов и обмен опытом с научно-педагогическом сообществом.
- создание условий для распространения положительного инновационного опыта образовательных организаций региона;
- создание единого информационного пространства о направлениях инновационной деятельности образовательных учреждений региона;
- использование потенциала проектов, реализуемых федеральными и региональными ведомствами для развертывания научно-исследовательской деятельности сотрудников института по приоритетным направлениям инновационного развития системы образования.
Опираясь на политику Института и решаемые задачи, сотрудники Института участвуют в подаче заявок на участие в научных грантовых проектах, многие из которых поддержаны и получили возможность реализации, готовят отзывы, экспертные заключения и рецензии на научные труды. Активно работают над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук, проводят апробации научных исследований, принимают участие в разработке и реализации приоритетных научных программ и проектов.
Педагогические и научные сотрудники института являются участниками научно-практических международных, всероссийских и региональных мероприятий, на которых рассматривается широкий спектр научных проблем, среди которых:
- межрегиональный круглый стол «Образование и здоровье»;
- региональная конференция «Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования на современном этапе»;
- всероссийская научно-практическая конференция «Современные аспекты развития образовательных технологий дошкольного образования»;
- всероссийская видеоконференция «Организация социального партнерства по формированию физической, технологической культуры и культуры безопасности: проблемы, опыт, перспективы»;
- региональная научно-практическая конференция «Экологическое, духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе и в детском саду».
В ходе работы по осуществлению мер поддержки талантливых и одаренных детей Институту удалось достичь положительной динамики в решении следующего круга задач:
- определение эффективных психолого-педагогических механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи;
- выявление и поддержка талантливых детей Саратовской области;
- повышение научной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
- развитие системы интеллектуальных и творческих состязаний;
- привлечение обучающихся к творческой исследовательской и проектной деятельности.
Сотрудниками Института в рамках данного направления осуществляется подготовка и проведение целого ряда конкурсов, олимпиад, чтений, марафонов, конференций местного, регионального и всероссийского уровня. Стало традицией проведение следующих мероприятий:
- региональный тур Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев;
- региональный этап Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик XXI века»: пробуем силы – проявляем способности» для младших школьников;
- региональный этап Российской робототехнической олимпиады школьников;
- региональный этап «Интеллектуальной Олимпиады Приволжского федерального округа» среди школьников;
- Межрегиональные Мартыновские чтения;
- Общероссийская олимпиада по русскому языку «Белая береза»;
- Межрегиональная метапредметная конференция «Удивительный мир научных книг»;
- региональный этап межрегионального конкурса обучающихся общеобразовательных организаций «Ученик года»;
- региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»;
- Региональный фестиваль-конкурс «Свой путь к открытиям»;
- Региональный конкурс «Я – лидер».
В рамках научно-инновационной деятельности в Институте осуществляется работа по методическому сопровождению и курированию деятельности региональных инновационных площадок и муниципальных научных лабораторий по направлениям, связанным с актуальными вопросами регионального образования.
Обеспечение эффективной деятельности региональных инновационных площадок является основным направлением работы научно-методического совета Института. В настоящее время в 25 муниципальных образованиях Саратовской области и г. Саратова действуют 49 региональных инновационных площадок на базе 145 образовательных организаций системы дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Сотрудники Института являются научными руководителями 49 действующих площадок.
Институт также выступает координационным центром функционирования проектно-исследовательских лабораторий. В настоящий момент в области функционирует сеть из 34 проектно-исследовательских лабораторий, в работе которых принимают участие 49 образовательных организаций из 19 муниципальных образований Саратовской области и г. Саратова. Членами проектно-исследовательских лабораторий являются более 350 педагогов области.
В рамках научно-инновационной деятельности Института существенное внимание уделено редакционно-издательской работе.
В Институте выходят два периодических издания: научный журнал «Вестник Саратовского областного института развития образования», входящий в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и «Актуальные вопросы регионального образования».
АНАЛИЗ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2020 ГОД
- Общее количество ППС Института – 88.
- Количество ППС с учеными степенями и званиями:
– всего ППС с учеными степенями и званиями – 58;
– кандидатов наук – 52;
– докторов наук, профессоров – 6.
- Количество сотрудников, защитивших в 2020 году диссертации:
– кандидатские – 0;
– докторские – 0.
- Количество сотрудников, работающих над диссертациями:
– кандидатскими – 5;
– докторскими – 0.
- Количество проведенных Институтом конференций:
– всего – 124;
– для педагогов – 50;
– для обучающихся – 74.
- Количество региональных инновационных площадок – 46
- Количество монографий, изданных сотрудниками в 2020 году – 3
- Количество учебников и учебных / учебно-методических пособий, изданных сотрудниками в 2020 году – 40
- Количество статей, опубликованных сотрудниками в 2020 году:
– в реферируемых (ваковских) журналах – 33;
– в журналах РИНЦ – 85.
- Общий объем печатной продукции (монографии, пособия, методические рекомендации и др. – кроме статей и тезисов):
– количество наименований – 37;
– печатных листов – 239,46;
– общий тираж (количество экземпляров) – 2364.
- Хозрасчетная НИР:
11.1. Объем внешнего финансирования (востребованность НИР, руб.) – 0.
11.2. Количество грантов/проектов, финансируемых через бухгалтерию Института, – 0.
11.3. Источники грантов/проектов (организации, фонды, предоставившие грант/проект: РАО, РГНФ, АПК и ППРО, Intel и др.): количество финансируемых заказов со стороны органов управления образованием – 0.
Координация и стимулирование научно-инновационной деятельности образовательных учреждений Саратова и Саратовской области является одним из ведущих направлений работы Института в рамках реализации приоритетных направлений государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области» (с изменениями на 15 ноября 2019 года) на 2019–2025 годы.
Координация и сопровождение научно-исследовательской и инновационной деятельности образовательных организаций Саратова и Саратовской области – одно из приоритетных направлений работы ГАУ ДПО «СОИРО» в рамках реализации приоритетных направлений государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области (с изменениями на 15 ноября 2019 года) на 2019–2025 годы».
Основополагающей целью научно-исследовательской деятельности сотрудников Института является анализ проблем и перспектив развития регионального образования, интеграция научно-исследовательских и инновационных проектов в региональное образовательное пространство, организация и проведение научных исследований и экспертиз в соответствии с тенденциями развития системы образования в Российской Федерации, федеральными и региональными программами развития образования для последующего использования полученных результатов в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
В 2020 году основными задачами Института в сфере координации и развития научно-исследовательской деятельности явились:
− организация и проведение научных исследований, консультационной деятельности, проведение научной экспертизы программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю работы Института и по приоритетным направлениям развития регионального образования;
− научно-методическое обеспечение приоритетных направлений региональной системы образования, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, инновационных достижений всех субъектов образовательной деятельности;
− обеспечение качества реализуемых образовательных программ, научно-исследовательских проектов, создание единой системы оценки качества научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава Института;
− консультационное, информационное, организационное сопровождение инновационной деятельности образовательных организаций.
В 2020 году в научно-исследовательской деятельности Института был задан курс на прикладную направленность научных исследований и их ориентацию на приоритетные направления развития образовательного пространства региона, потребности профессионально-педагогического сообщества в условиях модернизации отечественного образования.
Научно-исследовательская деятельность структурных подразделений Института реализовывалась по следующим тематическим направлениям:
– научное обоснование проблемно-стратегического подхода в развитии региональной системы образования;
– межпредметный подход в преподавании общественно-научных дисциплин и предметов искусства как средство реализации идей ФГОС;
– инновационный потенциал дошкольного и начального образования как ресурс устойчивого развития региона;
– совершенствование методики обучения естественно-научным предметам в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования;
– научные и методологические основы предметов естественно-научного цикла;
– информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образования;
– развитие системы школьного математического образования в условиях реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации и национального проекта «Образование»;
– формирование (развитие) профессиональных компетенций педагога в рамках реализации ФГОС в учреждениях среднего профессионального образования Саратовской области;
– социально-психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
– теория и практика управления образовательной организацией в условиях системных изменений;
– филологическое образование в ракурсе культурологической и личностно ориентированной парадигм;
– социальное партнерство как ресурс достижения целевых показателей национального проекта «Образование»;
– научно-методическое сопровождение инновационных процессов в условиях обновления системы общего и дополнительного образования;
– Музей педагогической славы Саратовской области как пространство диалога поколений;
– дистанционные образовательные технологии как фактор повышения качества образования;
– педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в работе по ранней профориентации.
Не менее важным направлением научной работы становится распространение современного научного знания среди широких кругов педагогического сообщества. В этой связи особое значение приобретает трансляция результатов исследовательской деятельности, обмен опытом и мнениями в педагогической среде. Институтом в 2020 году было организовано и проведено более 50 мероприятий научной направленности (конференций, конкурсов, олимпиад, круглых столов, марафонов, научных семинаров) различного уровня, среди которых:
– Региональная метапредметная конференция «Форма и содержание»;
– Областная научно-практическая конференция «Лингвистика в XXI веке»;
– III Межрегиональная научно-практическая конференция «Шаг в науку»;
– IV Межрегиональная дистанционная научно-практическая конференция «Информатизация образования: теория и практика»;
– ХII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» «ИТО-Саратов 2020»;
– XV Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Современное образование в контексте национального проекта „Образование“»;
– Международный форум «Гуманизация образовательного пространства»;
– II Научно-практическая заочная конференция учащихся и педагогических работников «Война: история и личная трагедия»;
– ХV Межрегиональная научно-методическая конференция «Современное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»;
− «Национальный проект «Образование»: новые форматы дополнительного образования и воспитания»;
− II Научно-практическая конференция педагогических работников «Инсайт»: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности: проблемы и перспективы»;
− Региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов «Грани педагогического исследования»;
– Региональная научно-практическая конференция «Система среднего профессионального образования: проблемы и перспективы развития».
В 2020 году значимым направлением научно-исследовательской деятельности ГАУ ДПО «СОИРО» стала апробация научных исследований. Сотрудники Института приняли участие более чем в 100 научно-практических конференциях международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровня. Проблематика указанных мероприятий и представленных докладов охватывает широкий спектр актуальных проблем педагогической науки и практики, среди которых:
− реализация национальных проектов в сфере образования Саратовской области;
− культурно-образовательные проекты в системе работы с одаренными детьми;
− Саратовская область на Всероссийской олимпиаде школьников;
− развитие инклюзивного образования в регионе: партнерство образовательных и общественных организаций.
Результаты исследований, проводимых сотрудниками Института по направлениям научно-исследовательской работы соответствующих структурных подразделений, нашли отражение в публикациях. В общей сложности было опубликовано более 130 научных работ общим объемом более 100 условных печатных листов, из них 33 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК, 111 статей в изданиях различного уровня. Проблематика научных исследований, результаты которых нашли отражение в публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК, связана со следующими направлениями:
– социальные сети как механизм взаимодействия педагогов в перспективе профессионального роста;
– профессиональная готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности;
– проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании;
– воспитание толерантности современных школьников;
– социокультурные возможности образовательного пространства и др.
Результаты исследований, проводимых сотрудниками Института, нашли отражение в монографиях, брошюрах, научно-методических пособиях общим объемом около 300 условных печатных листов. Проблематика изданных монографий связана с исследованием ключевых вопросов становления социальной успешности подростков; разработки образовательных стратегий, направленных на внедрение принципов цифровых технологий проектирования в рамках образовательного процесса; выявления эффективных моделей педагогического сопровождения образовательного процесса.
В текущем году сотрудники Института занимались реализацией трех научных грантовых проектов. Тематика проектов обусловлена спецификой направлений научных исследований кафедр и структурных подразделений Института, принимавших участие в данной работе:
– «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей»;
– «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением»;
– «Создание новых мест дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта „Образование“».
Продолжилась научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок и проектно-исследовательских лабораторий по направлениям, связанным с актуальными вопросами регионального образования. На сегодняшний день Институт координирует работу 46 региональных инновационных площадок, деятельность которых связана с актуальными проблемами модернизации и развития региональной системы образования.
В 2020 году сотрудники Института вели работу по подготовке диссертаций, связанных с внедрением результатов научных исследований в деятельность образовательных организаций. За отчетный период диссертационными исследованиями занимались пять сотрудников ГАУ ДПО «СОИРО».
Была продолжена работа по развитию перспективных форм научного и творческого сотрудничества Института с научными и образовательными организациями региона с целью совместного решения научно-исследовательских задач, расширения научных коммуникаций с региональным и всероссийским научным сообществом. Данная деятельность осуществлялась по следующим направлениям: участие в работе диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, подготовка отзывов на авторефераты диссертационных исследований (12 отзывов), рецензирование научных работ (12 рецензий), осуществление организационной, научно-методической поддержки и научного сопровождения профессиональной деятельности образовательных организаций региона.
Одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности стало участие ГАУ ДПО «СОИРО» в реализации программ поддержки одаренных детей на межрегиональном, региональном и муниципальном уровне. В ходе этой работы решались следующие задачи:
− определение эффективных психолого-педагогических механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи;
− выявление и поддержка талантливых детей Саратовской области;
− повышение научной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
− развитие системы интеллектуальных и творческих состязаний;
− привлечение обучающихся к творческой исследовательской и проектной деятельности.
Отдельное внимание было уделено апробации новых исследовательских и научно-методических разработок в образовательной сфере, информированию педагогической общественности и внедрению новых форм и методов поиска и сопровождения одаренных детей и молодежи. Эффективной формой работы стало участие педагогов в научно-методических семинарах и круглых столах по обмену опытом организации исследовательской деятельности обучающихся и принципам работы с одаренными детьми. В частности, сотрудниками Института были организованы: научно-практическая конференция педагогических работников «Инсайт»: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности: проблемы и перспективы»; региональные научно-методические семинары «Создание оптимальных условий для развития одаренности детей» и «Современная образовательная организация как ресурс реализации творческого и научного потенциала обучающихся».
Развитие научно-исследовательской деятельности в ГАУ ДПО «СОИРО» предполагает решение ряда проблем: тематика научных исследований структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава и сотрудников Института должна ориентироваться на инновационные процессы в региональной системе образования; требуется дальнейшее развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в сфере организации и проведения научно-исследовательской деятельности.