Научно-инновационная деятельность


Курирующий проректор 

Телефон

+7 (8452) 28-25-24 (доб.____)

Электронная почта

______@soiro.ru

НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Организация научной  и инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений работы Саратовского областного института развития образования (далее – Институт) в рамках комплекса мероприятий по модернизации системы регионального образования.

В майском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г.    № 204 задан вектор развития системы образования, что обусловило изменение характера планирования деятельности всех образовательных ведомств.

В аспекте актуализации новейших федеральных стратегических документов научно-инновационная деятельность Института с текущего года построена с учетом проектно-целевого подхода. В связи с этим,  начиная с 2019 года, план работы научно-инновационной деятельности института разрабатывается в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» и региональными проектами «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда».

Реализация научно-инновационной составляющей обеспечивается сотрудниками кафедр и структурными подразделениями в соответствии с нормативными видами работ, интегрирующими 1) научно-публикационную деятельность, 2) участие в научных мероприятиях, 3) организация научных мероприятий с различными категориями педагогических работников и обучающимися, 4)  разработку и реализацию научных программ и проектов, 5) координацию деятельности региональных инновационных площадок и проектно-исследовательских лабораторий, 6) повышение научного ценза работников института.

Научно-инновационная деятельность Института направлена на организацию и проведение научных исследований в соответствии с тенденциями развития системы образования в Российской Федерации, Федеральными и региональными программами развития образования с целью использования научных достижений в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также интеграции научно-исследовательских проектов в региональное образовательное и научное пространство.

Институт является координатором научно-исследовательской работы в образовательных организациях Саратовской области, организация которых осуществляется в рамках комплекса мероприятий (проектов) по модернизации системы образования области. Стимулирование научно-исследовательской работы педагогов и обучающихся области выступает одним из приоритетных направлений деятельности Института.

Политика Института в области научно-инновационной деятельности осуществляется исходя из приоритета следующих принципов:

  • интегративное единство научной, образовательной и инновационной деятельности;
  • концентрация научного потенциала Института на приоритетных направлениях развития педагогической науки, разработка научной продукции и организация ее внедрения в образовательную практику;
  • поддержка научно-педагогических коллективов, комплексных научно-проектных групп, обеспечивающих высокий уровень научных исследований;
  • обеспечение качества реализуемых научно-исследовательских проектов Института;
  • обеспечение свободы научного творчества, открытости, доступности при формировании и развитии научной политики Института.

Основными задачами Института в сфере организации и развития научно-инновационной деятельности являются:

  • повышение конкурентоспособности кадрового потенциала региональной системы образования посредством образовательной, консультационной и конкурсной деятельности;
  • научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы образования;
  • развитие системы обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов системы образования области;
  • обеспечение качества реализуемых образовательных программ, научно-исследовательских и инновационных проектов;
  • развитие перспективных форм сотрудничества с научными и образовательными организациями региона с целью совместного решения научно-исследовательских задач, расширения использования результатов НИР в практике деятельности образовательных организаций;
  • углубление научных коммуникаций института с региональным и всероссийским профессиональным научным сообществом с целью совместной разработки и реализации проектов научно-исследовательского сотрудничества, проведения научных конференций и пр.;
  • развитие научно-исследовательской базы Института, поддержка педагогических коллективов и научно-исследовательских проектов образовательных организаций региональной системы образования;
  • привлечение педагогических работников региона к участию в выполнении исследований, направленных на повышение профессиональной компетентности, создание совместных проектов и обмен опытом с научно-педагогическом сообществом.
  • создание условий для распространения положительного инновационного опыта образовательных организаций региона;
  • создание единого информационного пространства о направлениях инновационной деятельности образовательных учреждений региона;
  • использование потенциала проектов, реализуемых федеральными и региональными ведомствами для развертывания научно-исследовательской деятельности сотрудников института по приоритетным направлениям инновационного развития системы образования.

Опираясь на политику Института и решаемые задачи, сотрудники Института участвуют в подаче заявок на участие в научных грантовых проектах, многие из которых поддержаны и получили возможность реализации, готовят отзывы, экспертные заключения и рецензии на научные труды. Активно работают над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук, проводят апробации научных исследований, принимают участие в разработке и реализации приоритетных научных программ и проектов.

Педагогические и научные сотрудники института являются участниками научно-практических международных, всероссийских и региональных мероприятий, на которых рассматривается широкий спектр научных проблем, среди которых:

  • межрегиональный круглый стол «Образование и здоровье»;
  • региональная конференция «Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования на современном этапе»;
  • всероссийская научно-практическая конференция «Современные аспекты развития образовательных технологий дошкольного образования»;
  • всероссийская видеоконференция «Организация социального партнерства по формированию физической, технологической культуры и культуры безопасности: проблемы, опыт, перспективы»;
  • региональная научно-практическая конференция «Экологическое, духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе и в детском саду».

В ходе работы по осуществлению мер поддержки талантливых и одаренных детей Институту удалось достичь положительной динамики в решении следующего круга задач:

  • определение эффективных психолого-педагогических механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи;
  • выявление и поддержка талантливых детей Саратовской области;
  • повышение научной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
  • развитие системы интеллектуальных и творческих состязаний;
  • привлечение обучающихся к творческой исследовательской и проектной деятельности.

Сотрудниками Института в рамках данного направления осуществляется подготовка и проведение целого ряда конкурсов, олимпиад, чтений, марафонов, конференций местного, регионального и всероссийского уровня. Стало традицией проведение следующих мероприятий:

  • региональный тур Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев;
  • региональный этап Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик XXI века»: пробуем силы – проявляем способности» для младших школьников;
  • региональный этап Российской робототехнической олимпиады школьников;
  • региональный этап «Интеллектуальной Олимпиады Приволжского федерального округа» среди школьников;
  • Межрегиональные Мартыновские чтения;
  • Общероссийская олимпиада по русскому языку «Белая береза»;
  • Межрегиональная метапредметная конференция «Удивительный мир научных книг»;
  • региональный этап межрегионального конкурса обучающихся общеобразовательных организаций «Ученик года»;
  • региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»;
  • Региональный фестиваль-конкурс «Свой путь к открытиям»;
  • Региональный конкурс «Я – лидер».

В рамках научно-инновационной деятельности в Институте осуществляется работа по методическому сопровождению и курированию деятельности региональных инновационных площадок и муниципальных научных лабораторий по направлениям, связанным с актуальными вопросами регионального образования.

Обеспечение эффективной деятельности региональных инновационных площадок является основным направлением работы научно-методического совета Института. В настоящее время в 25 муниципальных образованиях Саратовской области и г. Саратова действуют 49 региональных инновационных площадок на базе 145 образовательных организаций системы дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Сотрудники Института являются научными руководителями 49 действующих площадок.

Институт также выступает координационным центром функционирования проектно-исследовательских лабораторий. В настоящий момент в области функционирует сеть из 34 проектно-исследовательских лабораторий, в работе которых принимают участие 49 образовательных организаций из 19 муниципальных образований Саратовской области и г. Саратова. Членами проектно-исследовательских лабораторий являются более 350 педагогов области.

В рамках научно-инновационной деятельности Института существенное внимание уделено редакционно-издательской работе.

В Институте выходят два периодических издания: научный журнал «Вестник Саратовского областного института развития образования», входящий в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и «Актуальные вопросы регионального образования».

АНАЛИЗ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2020 ГОД

  1. Общее количество ППС Института – 88.
  2. Количество ППС с учеными степенями и званиями:

– всего ППС с учеными степенями и званиями – 58;

– кандидатов наук – 52;

– докторов наук, профессоров – 6.

  1. Количество сотрудников, защитивших в 2020 году диссертации:

– кандидатские – 0;

– докторские – 0.

  1. Количество сотрудников, работающих над диссертациями:

– кандидатскими – 5;

– докторскими – 0.

  1. Количество проведенных Институтом конференций:

– всего – 124;

– для педагогов – 50;

– для обучающихся – 74.

  1. Количество региональных инновационных площадок – 46
  2. Количество монографий, изданных сотрудниками в 2020 году – 3
  3. Количество учебников и учебных / учебно-методических пособий, изданных сотрудниками в 2020 году – 40
  4. Количество статей, опубликованных сотрудниками в 2020 году:

– в реферируемых (ваковских) журналах – 33;

– в журналах РИНЦ – 85.

  1. Общий объем печатной продукции (монографии, пособия, методические рекомендации и др. – кроме статей и тезисов):

– количество наименований – 37;

– печатных листов – 239,46;

– общий тираж (количество экземпляров) – 2364.

  1. Хозрасчетная НИР:

11.1. Объем внешнего финансирования (востребованность НИР, руб.) – 0.

11.2. Количество грантов/проектов, финансируемых через бухгалтерию Института, – 0.

11.3. Источники грантов/проектов (организации, фонды, предоставившие грант/проект: РАО, РГНФ, АПК и ППРО, Intel и др.): количество финансируемых заказов со стороны органов управления образованием – 0.

Координация и стимулирование научно-инновационной деятельности образовательных учреждений Саратова и Саратовской области является одним из ведущих направлений работы Института в рамках реализации приоритетных направлений государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области» (с изменениями на 15 ноября 2019 года) на 2019–2025 годы.

Координация и сопровождение научно-исследовательской и инновационной деятельности образовательных организаций Саратова и Саратовской области – одно из приоритетных направлений работы ГАУ ДПО «СОИРО» в рамках реализации приоритетных направлений государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области (с изменениями на 15 ноября 2019 года) на 2019–2025 годы».

Основополагающей целью научно-исследовательской деятельности сотрудников Института является анализ проблем и перспектив развития регионального образования, интеграция научно-исследовательских и инновационных проектов в региональное образовательное пространство, организация и проведение научных исследований и экспертиз в соответствии с тенденциями развития системы образования в Российской Федерации, федеральными и региональными программами развития образования для последующего использования полученных результатов в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

В 2020 году основными задачами Института в сфере координации и развития научно-исследовательской деятельности явились:

− организация и проведение научных исследований, консультационной деятельности, проведение научной экспертизы программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю работы Института и по приоритетным направлениям развития регионального образования;

− научно-методическое обеспечение приоритетных направлений региональной системы образования, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, инновационных достижений всех субъектов образовательной деятельности;

− обеспечение качества реализуемых образовательных программ, научно-исследовательских проектов, создание единой системы оценки качества научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава Института;

− консультационное, информационное, организационное сопровождение инновационной деятельности образовательных организаций.

В 2020 году в научно-исследовательской деятельности Института был задан курс на прикладную направленность научных исследований и их ориентацию на приоритетные направления развития образовательного пространства региона, потребности профессионально-педагогического сообщества в условиях модернизации отечественного образования.

Научно-исследовательская деятельность структурных подразделений Института реализовывалась по следующим тематическим направлениям:

– научное обоснование проблемно-стратегического подхода в развитии региональной системы образования;

– межпредметный подход в преподавании общественно-научных дисциплин и предметов искусства как средство реализации идей ФГОС;

– инновационный потенциал дошкольного и начального образования как ресурс устойчивого развития региона;

– совершенствование методики обучения естественно-научным предметам в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования;

– научные и методологические основы предметов естественно-научного цикла;

– информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образования;

– развитие системы школьного математического образования в условиях реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации и национального проекта «Образование»;

– формирование (развитие) профессиональных компетенций педагога в рамках реализации ФГОС в учреждениях среднего профессионального образования Саратовской области;

– социально-психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

– теория и практика управления образовательной организацией в условиях системных изменений;

– филологическое образование в ракурсе культурологической и личностно ориентированной парадигм;

– социальное партнерство как ресурс достижения целевых показателей национального проекта «Образование»;

– научно-методическое сопровождение инновационных процессов в условиях обновления системы общего и дополнительного образования;

– Музей педагогической славы Саратовской области как пространство диалога поколений;

– дистанционные образовательные технологии как фактор повышения качества образования;

– педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в работе по ранней профориентации.

Не менее важным направлением научной работы становится распространение современного научного знания среди широких кругов педагогического сообщества. В этой связи особое значение приобретает трансляция результатов исследовательской деятельности, обмен опытом и мнениями в педагогической среде. Институтом в 2020 году было организовано и проведено более 50 мероприятий научной направленности (конференций, конкурсов, олимпиад, круглых столов, марафонов, научных семинаров) различного уровня, среди которых:

– Региональная метапредметная конференция «Форма и содержание»;

– Областная научно-практическая конференция «Лингвистика в XXI веке»;

– III Межрегиональная научно-практическая конференция «Шаг в науку»;

– IV Межрегиональная дистанционная научно-практическая конференция «Информатизация образования: теория и практика»;

– ХII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» «ИТО-Саратов 2020»;

– XV Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Современное образование в контексте национального проекта „Образование“»;

– Международный форум «Гуманизация образовательного пространства»;

– II Научно-практическая заочная конференция учащихся и педагогических работников «Война: история и личная трагедия»;

– ХV Межрегиональная научно-методическая конференция «Современное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»;

− «Национальный проект «Образование»: новые форматы дополнительного образования и воспитания»;

− II Научно-практическая конференция педагогических работников «Инсайт»: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности: проблемы и перспективы»;

− Региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов «Грани педагогического исследования»;

– Региональная научно-практическая конференция «Система среднего профессионального образования: проблемы и перспективы развития».

В 2020 году значимым направлением научно-исследовательской деятельности ГАУ ДПО «СОИРО» стала апробация научных исследований. Сотрудники Института приняли участие более чем в 100 научно-практических конференциях международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровня. Проблематика указанных мероприятий и представленных докладов охватывает широкий спектр актуальных проблем педагогической науки и практики, среди которых:

− реализация национальных проектов в сфере образования Саратовской области;

− культурно-образовательные проекты в системе работы с одаренными детьми;

− Саратовская область на Всероссийской олимпиаде школьников;

− развитие инклюзивного образования в регионе: партнерство образовательных и общественных организаций.

Результаты исследований, проводимых сотрудниками Института по направлениям научно-исследовательской работы соответствующих структурных подразделений, нашли отражение в публикациях. В общей сложности было опубликовано более 130 научных работ общим объемом более 100 условных печатных листов, из них 33 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК, 111 статей в изданиях различного уровня. Проблематика научных исследований, результаты которых нашли отражение в публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК, связана со следующими направлениями:

– социальные сети как механизм взаимодействия педагогов в перспективе профессионального роста;

– профессиональная готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности;

– проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании;

– воспитание толерантности современных школьников;

– социокультурные возможности образовательного пространства и др.

Результаты исследований, проводимых сотрудниками Института, нашли отражение в монографиях, брошюрах, научно-методических пособиях общим объемом около 300 условных печатных листов. Проблематика изданных монографий связана с исследованием ключевых вопросов становления социальной успешности подростков; разработки образовательных стратегий, направленных на внедрение принципов цифровых технологий проектирования в рамках образовательного процесса; выявления эффективных моделей педагогического сопровождения образовательного процесса.

В текущем году сотрудники Института занимались реализацией трех научных грантовых проектов. Тематика проектов обусловлена спецификой направлений научных исследований кафедр и структурных подразделений Института, принимавших участие в данной работе:

– «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей»;

– «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением»;

– «Создание новых мест дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта „Образование“».

Продолжилась научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок и проектно-исследовательских лабораторий по направлениям, связанным с актуальными вопросами регионального образования. На сегодняшний день Институт координирует работу 46 региональных инновационных площадок, деятельность которых связана с актуальными проблемами модернизации и развития региональной системы образования.

В 2020 году сотрудники Института вели работу по подготовке диссертаций, связанных с внедрением результатов научных исследований в деятельность образовательных организаций. За отчетный период диссертационными исследованиями занимались пять сотрудников ГАУ ДПО «СОИРО».

Была продолжена работа по развитию перспективных форм научного и творческого сотрудничества Института с научными и образовательными организациями региона с целью совместного решения научно-исследовательских задач, расширения научных коммуникаций с региональным и всероссийским научным сообществом. Данная деятельность осуществлялась по следующим направлениям: участие в работе диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, подготовка отзывов на авторефераты диссертационных исследований (12 отзывов), рецензирование научных работ (12 рецензий), осуществление организационной, научно-методической поддержки и научного сопровождения профессиональной деятельности образовательных организаций региона.

Одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности стало участие ГАУ ДПО «СОИРО» в реализации программ поддержки одаренных детей на межрегиональном, региональном и муниципальном уровне. В ходе этой работы решались следующие задачи:

− определение эффективных психолого-педагогических механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи;

− выявление и поддержка талантливых детей Саратовской области;

− повышение научной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;

− развитие системы интеллектуальных и творческих состязаний;

− привлечение обучающихся к творческой исследовательской и проектной деятельности.

Отдельное внимание было уделено апробации новых исследовательских и научно-методических разработок в образовательной сфере, информированию педагогической общественности и внедрению новых форм и методов поиска и сопровождения одаренных детей и молодежи. Эффективной формой работы стало участие педагогов в научно-методических семинарах и круглых столах по обмену опытом организации исследовательской деятельности обучающихся и принципам работы с одаренными детьми. В частности, сотрудниками Института были организованы: научно-практическая конференция педагогических работников «Инсайт»: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности: проблемы и перспективы»; региональные научно-методические семинары «Создание оптимальных условий для развития одаренности детей» и «Современная образовательная организация как ресурс реализации творческого и научного потенциала обучающихся».

Развитие научно-исследовательской деятельности в ГАУ ДПО «СОИРО» предполагает решение ряда проблем: тематика научных исследований структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава и сотрудников Института должна ориентироваться на инновационные процессы в региональной системе образования; требуется дальнейшее развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в сфере организации и проведения научно-исследовательской деятельности.