Экспертно-аналитическая деятельность


2022 год

  1. Аналитическая справка по результатам социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (СПТ ПАВ 2021/2022 учебный год).

Аннотация: базовая цель СПТ в 2021/2022 учебном году – определение образовательных учреждений с высокой долей обучающихся, демонстрирующих психологическую готовность к аддиктивному поведению и построение кластеров территориальных зон риска. В ходе исследования проведен анализ факторов риска – социально-психологических условий, повышающих угрозу вовлечения в зависимое поведение; факторов защиты – обстоятельств, повышающих социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

2. Анализ готовности педагогов Саратовской области к внедрению элементов ЦОС в систему образования по итогам результатов по итогам результатов  оценки ИКТ-компетенций в 2022 году

Аннотация:  Одним из приоритетных направлений развития системы образования Саратовской области является внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в процессы организации и функционирования региональной системы образования и обеспечение их эффективного использования.  Модель ЦОС Саратовской области создается как открытая совокупность информационных  систем, предназначенных для обеспечения задач образовательного процесса, предоставляющая возможность и право любому участнику  образовательного процесса использовать ресурсы информационной системы, заменять их или добавлять новые в соответствии с предусмотренными условиями и правилами. Цели проекта: исследование уровня сформированности ИКТ-компетенций учителей; развитие  Единой системы оценки качества образования в Российской Федерации; формирование механизмов развития адресности системы повышения квалификации.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

  1. Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в Саратовской области за 2021/2022 учебный год.

Аннотация:  Мониторинг качества дошкольного образования (далее – МКДО) проводился с целью:

  • создания условий для управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
  • выполнения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации;
  • удовлетворения потребностей физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность;
  • формирования основ для инициатив, направленных на устойчивое развитие образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования и системы дошкольного образования в целом.

Задачи регионального мониторинга качества дошкольного образования:

  • совершенствование образовательной политики и нормативно-правовой базы региональной системы дошкольного образования;
  • разработка и реализация целевых проектов, направленных на совершенствование региональной системы дошкольного образования, снижение рисков и эффективное использование возможностей, выявленных в ходе регионального МКДО, предотвращение нарушений требований нормативно-правовых актов дошкольного образования;
  • выявление, сбор и анализ лучшей практики региональной системы дошкольного образования для предоставления информации о ней широкому кругу заинтересованных лиц. Определение списка региональных инновационных и стажировочных площадок для реализации лучших практик дошкольного образования;
  • совершенствование системы управления качеством в сфере региональной системы дошкольного образования. Формирование и развитие механизмов управления качеством региональной системы дошкольного образования;
  • разработка и корректировка программ развития образования, целевых показателей развития образования на региональном уровне.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

4. Аналитический отчет по результатам 1-го этапа оценки предметных и методических компетенций учителей по предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, информатика (апрель 2022 года).

Аннотация:  Оценка методических компетенций учителей (далее – ОМК) и оценка предметных и методических компетенций учителей (далее – ОПиМК) проводится с учетом международного и отечественного опыта оценки и развития профессиональных компетенций учителей.

ОМК и ОПиМК преимущественно направлены на повышение уровня профессионализма учителя путем выявления и устранения проблем, связанных с непосредственным выполнением педагогом своих профессиональных обязанностей.

Цели проведения оценки предметных и методических компетенций учителей – развитие и совершенствование Единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; формирование методических активов учителей начальной школы и методактивов по предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, литература, история, обществознание, география, информатика, технология, иностранный язык (английский, немецкий, французский),; обеспечение адресности, персонификации повышения квалификации на основе диагностики профессиональных компетенций учителей.

Задачи проведения оценки предметных и методических компетенций учителей: решение задач по формированию индивидуальных образовательных маршрутов слушателей курсов повышения квалификации после окончания обучения на курсах; решение задач по организации методического сопровождения педагогических работников в целях обеспечения их непрерывного профессионального развития; выполнение всего спектра задач в рамках обеспечения деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование».

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

2021 год

  1. Аналитическая справка по результатам социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (СПТ ПАВ 2020/2021 учебный год).

Аннотация: базовая цель СПТ в 2020/2021 учебном году – определение образовательных учреждений с высокой долей обучающихся, демонстрирующих психологическую готовность к аддиктивному поведению и построение кластеров территориальных зон риска. В ходе исследования проведен анализ факторов риска – социально-психологических условий, повышающих угрозу вовлечения в зависимое поведение; факторов защиты – обстоятельств, повышающих социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

  1. Аналитический отчет по результатам предметных и методических компетенций учителей по предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание, география (осень 2021 год).

Аннотация: цель проведения процедуры оценки – формирование кадрового резерва учителей-предметников (русский язык, математика, физика, химия, биология, литература, история, обществознание, география), рекомендованных к привлечению в качестве методистов в рамках формирования единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и образовательных организаций, в том числе для решения задач по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Задачи проведения процедуры оценки включали обеспечение деятельности Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, создаваемых в регионах России в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ 

  1. Аналитическая справка по результатам апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций Саратовской области в 2021 году (классные руководители).

Аннотация: основной целью проведения апробации модели является исследование уровня сформированности компетенций, необходимых для осуществления учителями воспитательной функции в учебной и внеурочной деятельности в рамках преподаваемой предметной области, а также в работе классного руководителя; развитие единой системы оценки качества образования в РФ. Анализ результатов исследования позволил выявить уровень владения учителями-предметниками компетенциями, необходимыми для осуществления ими воспитательных функций, а также профессиональные дефициты и сильные стороны учителей, связанные с осуществлением воспитательной деятельности; определить образовательные потребности в плане профессионального развития педагогов

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ 

  1. Анализ резильентных школ Саратовской области (по результатам региональной PISA 2019 года).

Аннотация: анализ результатов исследования позволил выявить резильентные школы Саратовской области, показывающие высокие результаты, несмотря на плохие внешние факторы. Один из важнейших критериев, который позволяет обозначить школу как резильентную, – это высокое качество образования. Такое школы ставят цели и задачи, которые соответствуют возможностям разных детей и дают им шанс поняться выше, – это своего рода социальный лифт

АНАЛИЗ 

  1. Анализ данных мониторинга реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ за 2021 год.

Аннотация: базовой целью исследования является проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде. В ходе исследования проведен анализ по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся общеобразовательных учреждений муниципальных районов Саратовской области

АНАЛИЗ

6. Информационный бюллетень «Оценка территорий Российской Федерации по качеству образования» за 2021 год.

Аннотация:  В 2021 году Рособрнадзор впервые провел оценку субъектов Российской Федерации по качеству образования. Все регионы были оценены по 12 показателям, характеризующим результаты обучения, развитие образовательной среды и эффективность управленческих механизмов в системе образования. Основная цель такой оценки – обеспечить открытость для граждан информации о системе школьного образования в субъектах Российской Федерации и способствовать совершенствованию и развитию этих систем. В 2022 году Рособрнадзор подготовил новые данные о качестве образования. Теперь оценка проводится не только в разрезе субъектов РФ, но и муниципалитетов (оценивались по 7 показателям).

АНАЛИЗ

2020 год

  1. Аналитическая справка по результатам социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (СПТ ПАВ 2020).

Аннотация: базовая цель СПТ в 2020 году – определение образовательных учреждений с высокой долей численности учащихся, демонстрирующих психологическую готовность к аддиктивному поведению. В ходе исследования проведен анализ факторов риска – социально-психологических условий, повышающих угрозу вовлечения в зависимое поведение; факторов защиты – обстоятельств, повышающих социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска

АНАОИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

2019 год

  1. Мониторинг обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.

Аннотация: основная цель  исследования – определение динамики условий доступности в сфере образования для лиц с инвалидностью в 2018 году. Анализ результатов мониторинга показал сохранение основных проблем образовательных организаций в части формирования доступной среды

МОНИТОРИНГ

  1. Результаты социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на ранее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Аннотация: цель исследования – изучение проблемы формирования и распространения наркотических зависимостей в образовательных организациях Саратовской области. Анализ результатов исследования позволяет выявить уровень осведомленности подростков о распространении наркомании в образовательной среде; определить отношение участников анкетирования к собственному здоровью и проблеме употребления наркотиков; обозначить территориальные зоны риска

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 

  1. Итоги мониторинга обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и слуг в сфере образования.

Аннотация: основная цель  исследования – определение динамики условий доступности в сфере образования для лиц с инвалидностью в 2019 году. Анализ результатов мониторинга показал сохранение основных проблем образовательных организаций в части формирования доступной среды

ИТОГИ МОНИТОРИНГА 

2018 год

  1. Справка по итогам анкетирования родителей (законных представителей) по вопросу удовлетворенности качеством предоставления услуг дополнительного образования.

Аннотация: цель исследования – изучение удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставления услуг дополнительного образования. Анализ результатов исследования позволяет выявить наиболее востребованные направления дополнительного образования; реальную потребность родителей в образовательных услугах по направлениям ДО; направления помощи родителям, оказываемые учреждениями ДО; критерии выбора учреждения ДО; степень удовлетворенности родителей характеристикой деятельности учреждения и платными образовательными услугами в учреждении ДО

СПРАВКА 

  1. Итоги мониторинга обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.

Аннотация: результаты данного исследования обозначили несколько основных проблем образовательных организаций – нарушения федерального законодательства в части показателей доступности объектов и услуг в сфере образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью; неосведомленность о требованиях нормативно-правовых документов, регламентирующих создание условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в системе образования; сохранение ситуации низкой достоверности данных, представляемых в системе КОЭРСО

МОНИТОРИНГ 

  1. Результаты социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на ранее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Аннотация: цель исследования – изучение проблемы формирования и распространения наркотических зависимостей в образовательных организациях Саратовской области. Анализ результатов исследования позволяет выявить уровень осведомленности подростков о распространении наркомании в образовательной среде; определить отношение участников анкетирования к собственному здоровью и проблеме употребления наркотиков; обозначить территориальные зоны риска

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 

2017 год

  1. Результаты электронного мониторинга условий доступности в связи с введением ФГОС НОО ОВЗ.

Аннотация: основная цель исследования – определить уровень готовности организаций общего образования Саратовской области к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  В ходе исследования проанализированы основные компоненты готовности ОО к введению и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО, определены основные направления работы для ОО по формированию условий готовности реализации указанных ФГОС, выделены АТЕ Саратовской области с наибольшей или наименьшей степенью готовности к реализации тех или иных условий ФГОС, выявлены ОО в наибольшей степени готовые к реализации ФГОС НОО ОВЗ с целью обновления базы маршрутизатора ОО для обучающихся с ОВЗ

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА 

  1. Итоги мониторинга обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.

Аннотация: цель исследования – анализ имеющихся условий и динамики приведения уровня доступности зданий ОО в соответствие с требованиями нормативно-правовой документации, а также отслеживание реализации Плана мероприятий министерства образования Саратовской области по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования, рассчитанного до 2030 года, межведомственного комплексного плана мероприятий «Развитие системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020 годы» и межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016-2017 годы

ИТОГИ МОНИТОРИНГА

  1. Результаты социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Аннотация: цель исследования – изучение проблемы формирования и распространения наркотических зависимостей в образовательных организациях Саратовской области. Анализ результатов исследования позволяет выявить уровень осведомленности подростков о распространении наркомании в образовательной среде; определить отношение участников анкетирования к собственному здоровью и проблеме употребления наркотиков; обозначить территориальные зоны риска

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

  1. Итоги мониторинга обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.

Аннотация: основные задачи исследования – получение и анализ данных о фактическом состоянии условий реализации специальных ФГОС и определение уровня понимания общеобразовательными организациями сущности инклюзии и ее содержательных компонентов

ИТОГИ МОНИТОРИНГА 

2016 год

  1. Информация по малокомплектным образовательным учреждениям Саратовской области.

Аннотация: целью исследования является изучение сети малокомплектных школ, контингента и качества образования, а также материально-технического оснащения малокомплектных образовательных учреждений

ИНФОРМАЦИЯ

  1. Результаты социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Аннотация: цель исследования – изучение проблемы формирования и распространения наркотических зависимостей в образовательных организациях Саратовской области. Анализ результатов исследования позволяет выявить уровень осведомленности подростков о распространении наркомании в образовательной среде; определить отношение участников анкетирования к собственному здоровью и проблеме употребления наркотиков; обозначить территориальные зоны риска

РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Аналитическая справка о результатах проведения мониторинга готовности к внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация: с целью создания психолого-педагогических условий в образовательных организациях, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся, сохранение их психического здоровья, предполагающих полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах проведен анализ результатов мониторинга по направлениям: архитектурная и организационная доступность обучения, организация инклюзивной среды для обучающихся с ОВЗ, профессиональная готовность педагогических работников к обучению лиц с ОВЗ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

  1. Результаты анкетирования родителей (законных представителей) по вопросу удовлетворенности дополнительными образовательными услугами «Оценка доступности дополнительных общеобразовательных программ».

Аннотация: цель исследования – изучение удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставления услуг дополнительного образования. Анализ результатов исследования позволяет выявить наиболее востребованные направления дополнительного образования; реальную потребность родителей в образовательных услугах по направлениям ДО; направления помощи родителям, оказываемые учреждениями ДО; критерии выбора учреждения ДО; степень удовлетворенности родителей характеристикой деятельности учреждения и платными образовательными услугами в учреждении ДО

СПРАВКА 

  1. Результаты анонимного электронного анкетирования обучающихся на предмет выявления степени распространенности ксенофобских настроений в молодежной среде.

Аннотация: цель исследования – изучить степень распространенности ксенофобских настроений в молодежной среде. В ходе исследования выявлен уровень осведомлённости обучающихся о межэтнических проблемах, оценен уровень гражданской идентичности обучающихся, проведен анализ эффективности образовательных мероприятий в соответствии с требованиями проекта концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, проведена сравнительная корреляция результатов исследований 2015 и 2016 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

 

2015 год

  1. Аналитическая справка о результатах проведения анонимного социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Аннотация: цель исследования – изучение проблемы формирования и распространения наркотических зависимостей в образовательных организациях Саратовской области. Анализ результатов исследования позволяет выявить уровень осведомленности подростков о распространении наркомании в образовательной среде; определить отношение участников анкетирования к собственному здоровью и проблеме употребления наркотиков; обозначить территориальные зоны риска

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

  1. Аналитическая справка по результатам регионального электронного мониторинга «Эффективность внедрения Комплекса ГТО в образовательных организациях Саратовской области».

Аннотация: в ходе исследования изучались показатели активности обучающихся и педагогов в соревнованиях по ГТО и показатели уровня физической подготовленности обучающихся и педагогов. Данные показатели позволяют оценить эффективность ключевого направления дорожной карты «Проведение испытаний Комплекса ГТО среди обучающихся в образовательных организациях муниципальных районов (городских округах) области» и уровень системности при реализации всего комплекса мер

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

  1. Аналитическая справка по результатам мониторинга комплектования школьных библиотек.

Аннотация: целью мониторинга является получение полной, достоверной и всесторонней информации от общеобразовательных учреждений по вопросам обеспечения образовательного процесса современными учебниками и учебными пособиями для последующего анализа и принятия своевременных и эффективных управленческих решений. Под обеспеченностью учебниками в мониторинге комплектования школьных библиотек понимается наличие учебников  в библиотеках школ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

  1. Результаты проведения анонимного электронного анкетирования обучающихся на предмет выявления степени распространенности ксенофобских настроений в молодежной среде.

Аннотация: основная цель исследования – изучение степени распространенности ксенофобских настроений в молодежной среде. Анализ результатов мониторинга позволяет выявить уровень осведомленности обучающихся в межэтнических проблемах; оценить уровень гражданской идентичности; обозначить территориальные зоны риска

РЕЗУЛЬТАТЫ

2014 год

  1. Обзор федеральных порталов, осуществляющих мониторинги и рейтингование образовательных организаций общего образования.

Аннотация: основная цель исследования – обеспечение информационной прозрачности результатов деятельности образовательных учреждений, подтверждение их конкурентоспособности. Анализ результатов мониторинга предоставляет руководителям образовательных организаций общего образования возможность сравнения качества предоставления образовательных услуг с аналогичными данными в других ОО; обеспечивает руководителей и специалистов органов управления образованием корректной сравнительной оценкой подведомственных учреждений для анализа и принятия управленческих решений по вопросам обеспечения качества образования в ОО

ОБЗОР 

2013 год

  1. Аналитическая справка по результатам электронного мониторинга качества основного общего образования обучающихся 5 классов.

Аннотация: основная цель мониторинговых исследований – стартовая диагностика готовности учащихся к обучению на ступени основного общего образования, оценка базовых учебно-предметных и метапредметных умений. В ходе мониторинга осуществлялась проверка готовности учащихся 5 классов к продолжению изучения курсов математики, русского языка и естественно-научных дисциплин; определение уровня сформированности предметных и метапредметных умений естественно-научной, математической и лингвистической направленности

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

2. Справка о результатах реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательных учреждениях Саратовской области в 2013-2014 учебном году.

Аннотация: в рамках проекта «Мониторинг введения федерального государственного стандарта» проведен анализ результатов введения ФГОС в образовательных учреждениях (состояние на начало 2013/2014 учебного года) по следующим направлениям: материально-техническое, кадровое и учебно-методическое обеспечение

СПРАВКА

3. Аналитическая информация по малокомплектным образовательным учреждениям Саратовской области.

Аннотация: на основании данных мониторинга эффектов реализации Постановления Правительства РФ от 31.05.2011 № 436 «О порядке предоставления в 2011 – 2013 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на модернизацию региональных систем общего образования», мониторинга реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», мониторингов введения федеральных государственных образовательных стандартов и новой системы оплаты труда, с целью получения объективной информации о состоянии малокомплектных школ в регионе проанализированы данные о финансировании, условиях обучения, контингенте и качестве образования в малокомплектных школах области

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ