Дошкольное образование в семье


О ЦЕНТРАХ

Консультационные центры по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет новые формы получения образования, в том числе и дошкольного. Одной из таких форм является семейное образование. Для родителей, которые обеспечивают дошкольное образование в семье, законом предусмотрено право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в организациях, где созданы консультационные центры.

В регионе деятельность консультационных центров оказания помощи родителям с детьми, преимущественно не получающих дошкольное образование в образовательной организации, регламентируется Приказом министерства образования Саратовской области N 2716 от 07.09.2015 «О создании консультационных центров по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности».

Основная цель консультационных центров – предоставление услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Квалифицированные специалисты в очной или дистанционной форме смогут ответить родителям на вопросы о содержании обучения и воспитания детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения, особенностях развития ребенка, дадут рекомендации по подготовке к школе и др.

В 2016 году консультационные центры для родителей детей в возрасте от двух месяцев до 8 лет открыты в каждом муниципальном районе Саратовской области на базе дошкольных или общеобразовательных учреждений.

Организационное и научно-методическое сопровождение деятельности таких центров осуществляет региональный консультативно-методический центр, созданный на базе ГАУ ДПО «СОИРО» в сентябре 2015 года.

Ведущими направлениями деятельности регионального консультативно-методического центра являются:

– содействие в создании и функционировании на базе дошкольных и общеобразовательных организаций Саратовской области консультационных центров по оказанию помощи родителям (законным представителям) с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающими дошкольную образовательную организацию;

– обеспечение информационно-методической поддержки руководителей и специалистов консультационных центров, родительской общественности;

– выявление и распространение лучших практик применения моделей оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 2 месяцев до 8 лет;

– организация внутрисетевого взаимодействия регионального консультативно-методического центра с различными службами в сфере дошкольного образования;

– мониторинг качества деятельности муниципальных консультационных центров, изучение удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг.

В настоящее время основной целью деятельности регионального консультативно-методического центра является поддержка и сопровождение муниципальных консультационных центров Саратовской области при реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках национального проекта «Образование».

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Конвенция о правах ребенка
http://www.pedkabinet.ru/load/normativka_do/konvencija_o_pravakh_rebenka…

ЗАКОНЫ, ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Паспорт национального проекта “Образование”

Указ Президента Российской Федерации “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»
http://www.pedkabinet.ru/load/normativka_do/federalnye_zakony_i_polozhen…

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
http://www.pedkabinet.ru/load/normativka_do/federalnye_zakony_i_polozhen…

Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
http://www.pedkabinet.ru/load/normativka_do/federalnye_zakony_i_polozhen…

Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 года (редакция от 5 мая 2014 года)
http://www.pedkabinet.ru/load/normativka_do/federalnye_zakony_i_polozhen…

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/

ПРИКАЗЫ И ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
http://минобрнауки.рф/документы/6261 

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования»
http://www.pedkabinet.ru/load/normativka_do/prikazy_ministerstva_obrazov…

Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
http://минобрнауки.рф/документы/6260

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-10 «План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/Plan_FGOS_DO.pdf

Приказ Минобрнауки России № 293 от 8 апреля 2014 г. «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
http://минобрнауки.рф/документы/6259

Приказ Минобрнауки России № 8 от 13 января 2014 г. «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
http://минобрнауки.рф/документы/6258 

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации»
http://www.pedkabinet.ru/_ld/1/144_itogovaya-versi.pdf

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»
http://www.rg.ru/2014/02/14/sanpin-dok.html 

ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ министерства образования Саратовской области от 24.04.2014 г. № 1177 «Об организации научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в образовательных учреждениях области)
(файл Prikaz ot 24.04.14 №1177)

Приказ министерства образования Саратовской области от 07.09.2015 г. № 2716 «О создании консультационных центров по взаимодействию
дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности»

Приказ министерства образования Саратовской области от 22.10.2015 г. № 2803 «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в Саратовской области до 2020 года»
(файл – 2803 приказ МО план мероприятий)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации по организации и функционированию в субъектах Российской Федерации консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности

Методические рекомендации по организации и функционированию консультативно-методических центров (организационные, экономические, функциональные)

Методические рекомендации по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

Осуществление консультационной и методической поддержки внедрения моделей консультативно-методических центров по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности

Типовая программа повышения квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по функционированию консультативно-методических центров

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

СОТРУДНИКИ

Текучева Елена Николаевна, начальник регионального консультативно-методического центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности

Васильева Анна Алексеевна, методист регионального консультативно-методического центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности

О ГРУППЕ

Семейная дошкольная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Семейная дошкольная группа может быть двух направленностей: с реализацией образовательной программы, осуществление присмотра и ухода за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. Функционирование семейной дошкольной группы осуществляется в соответствии с Уставом образовательной организации.

Семейная дошкольная группа организуется в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 1года до 7 лет; в многодетных семьях с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приёма сверстников из других семей; в семье, имеющей ребёнка-инвалида дошкольного возраста при условии приема сверстников из других семей; в других категориях семей по решению органов местного самоуправления. Семейные дошкольные группы организуются в целях:

  • поддержки многодетных семей;
  • предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  • обеспечение доступности дошкольного образования.

Деятельность семейной дошкольной группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом дошкольного образовательного учреждения и Положением о семейной дошкольной группе.

Режим работы семейной дошкольной группы и длительность пребывания в ней детей определяется уставом дошкольного образовательного учреждения, договором между ДОУ и воспитателем семейной дошкольной группы. Так как возрастной состав семейной группы различен, соответственно режим дня должен разрабатываться индивидуально, в зависимости от особенностей группы.

ОБУЧЕНИЕ

Обучение воспитателей семейных дошкольных групп города Саратова и области

Кафедра: дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО»

Дополнительная профессиональная программа переподготовки по теме

«Дошкольное образование в условиях семейных дошкольных групп»

Общая трудоемкость: 250 часов

Форма обучения: очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий

Цель реализации программы: овладение профессиональными компетенциями воспитателя дошкольной образовательной организации, необходимыми для эффективного психолого-педагогического взаимодействия с родителями и детьми раннего и/или дошкольного возраста в условиях семейных дошкольных групп.

Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:

слушатель должен знать:

  • стратегию развития дошкольного образования в России и принципы образовательной политики;
  • основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере дошкольного образования (в том числе в условиях семейного детского сада);
  • специфику образовательной работы воспитателя в условиях семейной дошкольной группы;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и/или дошкольном возрасте.

слушатель должен уметь:

  • планировать и организовывать образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в условиях семейной дошкольной группы в соответствии с образовательной программой дошкольной образовательной организации;
  • выстраивать образовательную среду как совокупность условий для развития личности детей раннего и/или дошкольного возраста с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
  • организовывать ведущие в раннем и/или дошкольном возрасте виды деятельности;
  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и/или дошкольного возраста для решения образовательных задач;
  • применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
  • использовать методы и средства проведения и анализа педагогической диагностики с целью индивидуализации образования, оптимизации работы с группой детей.

Актуальность Программы обусловлена изменением государственной образовательной политики РФ, решением проблемы доступности и качества дошкольного образования, введением ФГОС дошкольного образования, организацией современных вариативных форм дошкольного образования.

Особенностью программы является ее блочно-модульный характер.

ДПП включает в себя четыре раздела:

  1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
  2. Общепрофессиональные дисциплины.
  3. Специальные дисциплины.
  4. Стажировка.

Программа содержит следующие блоки:

  • Модернизация социальной сферы современной России, задачи повышения эффективности дошкольного образования.
  • Стратегия развития дошкольного образования.
  • Современные информационные и коммуникационные технологии в системе дошкольного образования.
  • Психология дошкольного образования.
  • Педагогика дошкольного образования.
  • Специфика планирования и реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях семейного детского сада.
  • Развитие личности, мотивации и способностей ребёнка-дошкольника в рамках различных видов деятельности и культурных практик.
  • Образовательная среда как условие успешной социализации и индивидуализации ребёнка дошкольного возраста.
  • Здоровье и безопасность дошкольника – социальный заказ общества, государства и семьи.

Программа «Дошкольное образование в условиях семейных дошкольных групп» позволит слушателям обрести необходимые профессиональные компетенции для работы воспитателями в семейных дошкольных группах.

Нормативный срок освоения Программы в полном объёме – 250 часов, из которых 120 часов в дистанционной форме.

Материалы дистанционного курса профессиональной переподготовки воспитателей семейных дошкольных групп размещены на Портале обучения учителей и руководителей образовательных учреждений (http://teacher.soiro.ru/).