«Мой стих трудом громаду лет прорвет…»


19 июля 1893 года родился Владимир Владимирович Маяковский, один из наиболее значимых русских поэтов XX века.

Будущий поэт появился на свет в грузинском селе Багдати. В семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского и его жены Александры Алексеевны Павленко было пятеро детей. Кроме маленького Володи, дочери Людмила и Ольга. Младшие братья умерли – Константин в трехлетнем возрасте, а Александр в младенчестве.

Смерть буквально сопровождала Маяковского все его детство. Когда ему было 12, от заражения крови умер отец – он уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги. Маяковским овладела страшная фобия. Всю жизнь он терпеть не мог булавок и заколок, – да и вообще боялся заразиться какой-либо болезнью. Из-за этого он постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобном случае мыл руки. Через полгода после смерти отца мать увозит Маяковского и его сестер в Москву. Володя поступает в пятый класс гимназии на Поварской улице. Однако уже к концу года его исключают за неуплату – семья жила бедно.

Первое, что сделал Владимир, предоставленный «вольной жизни», – опубликовал свое первое «полустихотворение» в нелегальном журнале «Порыв», издававшийся Третьей гимназией. Как он позже признавался, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

В том же 1908-м Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, увлекся марксистской литературой и вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Стал пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, за что в 1908–1909 годах трижды был арестован – по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов и по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Первый раз юного бунтаря освободили как несовершеннолетнего с передачей под надзор родителей. Привлечь его по второму и третьему делу просто не получилось – не хватило улик.

К слову, в тюрьме юный Маяковский постоянно устраивал скандалы, из-за чего его переводили в разные учреждения. В «Бутырке» он провел 11 месяцев в одиночной камере под номером 103. В тюрьме Маяковский писал стихи, но был ими недоволен.

После третьего ареста Маяковский был освобожден в январе 1910-го. Оказавшись на свободе, 16-летний поэт вышел из партии, мотивировав это тем, что среди коммунистов «в искусстве и просвещении пока соглашатели». В следующем году Маяковский берется за кисть. На художественное поприще его толкнула подруга – богемная художница Евгения Ланг.

Маяковский отучился в подготовительном классе Строгановского училища, после чего успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – это было единственное место, куда молодого человека приняли без свидетельства о благонадежности. Там он познакомился с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея». Вошел в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. В этом кружке в 1912 году Маяковский публикует стихотворение «Ночь», которое вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу».

30 ноября того же года Маяковский впервые выступил в артистическом подвале «Бродячая собака».

В 1913 году выходит первый сборник – «Я». Написанный от руки, внутри – всего четыре стихотворения. И рисунки Василия Чекрыгина и Льва Жегина. Сборник был размножен литографическим способом на 300 копий. Три года спустя он вошел в качестве первого раздела в книгу стихов Маяковского «Простое как мычание». С этого времени поэт начал активно печататься. А также обратился к драматургии. Написал и поставил программную трагедию «Владимир Маяковский», где и исполнил главную роль.

В феврале 1914-го Маяковского вместе с Бурлюком исключают из училища за публичные выступления. В 1915-м Маяковский работает над поэмой «Облако в штанах». А после начала Первой мировой публикует стихотворение «Война объявлена». А после «Вам!» – как ответ на то, что его не взяли в добровольцы, заклеймив «неблагонадежным».

Параллельно Маяковский гастролирует. В июле 1915-го происходит роковая встреча – Маяковский знакомится с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками на даче ее родителей в Малаховке под Москвой. Пара не имела никакого отношения к искусству, однако с Лилей Маяковский связал свою жизнь на 15 лет.

Осип Брик закрыл глаза на страстный роман Лили и Владимира. Маяковский, вопреки всем условностям общества, поселился в их квартире. В то же время Лиля, хоть и принимала ухаживания Маяковского и стремилась быть его музой, открыто насмехалась над ним. Не раз говорила, что между Владимиром и извозчиком нет никакой разницы. Они оба чем-то управляют. Только один – лошадью, а другой – словом.

В бытность совместного сожительства с Бриками Маяковский превратил их квартиру в богемный салон, в котором часто бывали не только его друзья-футуристы, но и Максим Горький, киновед Виктор Шкловский, лингвист Роман Якобсон и другие литераторы, филологи и художники. Бурный роман с Лилей Брик нашел свое отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» и «Человек» (1916) и в стихотворениях «Ко всему», «Лиличка! Вместо письма». И после все свои произведения, за исключением поэмы «Владимир Ильич Ленин», Маяковский посвящал Лиле Брик. А в 1928-м при публикации первого собрания сочинений заодно посвятил ей и все произведения, созданные еще до их знакомства. Брик действительно была музой поэта. Ее можно видеть на его плакатах и в фильмах, которые Маяковский снимал по собственным сценариям. Так в 1918-м они вместе снялись в ленте «Закованная фильмом».

Плакат «Окно сатиры РОСТА № 70». Рисунки и текст Владимира Маяковского. 1920 год

В том же 1918-м Маяковский снялся в трех фильмах по собственным сценариям. А 17 декабря 1918 года поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте следующего года Маяковский переехал в Москву, где три года сотрудничал с Российским телеграфным агентством (РОСТА). Оформлял для них как художник и поэт агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). И снова она – девушка с плаката – Лиля Брик.

Маяковский стоял у истоков советской рекламы. За это его критиковали Пастернак, Катаев и Светлов. Ну и излюбленный прием Маяковского – «лесенка», ставшая его визитной карточкой. Из-за нее коллеги поэта обвиняли его в жульничестве. Ведь газеты тогда платили гонорары именно за количество строк…

С 1919-го года Маяковский публикует одно произведение за другим. А годы гражданской войны поэт и вовсе считал лучшим временем в жизни. В 20-х годах он много путешествует за границу, где успешно выступает. Речь идет не только о Латвии, Франции и Германии, но и о самом длительном его путешествии – в 1925-м он побывал в Америке. Посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США со стихами и докладами.

В 1928 году Маяковский пишет автобиографию под названием «Я сам». В декабре того же года – очередное путешествие за границу по маршруту Берлин – Париж.

1930 год. Последний год жизни поэта был самым тяжелым. Произведения, написанные в конце 20-х, носят трагический оттенок. Критики называют его «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть.

В том же году Маяковский организовал выставку, посвященную 20-летию его творчества. И столкнулся с рядом преград. Экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил, хотя Маяковский очень на это рассчитывал. Одна за другой проваливаются и подвергаются критике его сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», поставленные Мейерхольдом. Сам Маяковский много болеет. В феврале Брики уехали в Европу.

В начале апреля 1930-го из сверстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах муссируются разговоры о том, что Маяковский исписался. За два дня до самоубийства поэту отказали в визе для заграничной поездки. 12 апреля Маяковский встречается с читателями в Политехническом институте, но вместо рукоплесканий из зала, полного комсомольцами, доносятся нелестные выкрики с мест.

Маяковский застрелился, направив дуло пистолета в сердце, 14 апреля 1930 года. Предсмертное письмо, заготовленное двумя днями ранее, внятное и подробное, начиналось словами: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…»[

По материалам, взятым из открытого доступа в сети Интернет