Когда четыре лучше, чем пять


18 июля 1985 года в СССР была создана головоломка, которая до сих пор не утратила своей актуальности.

В истории индустрии развлечений не так много игр, которые спустя почти 40 лет все еще пользуются спросом. Одна из них – «Тетрис», созданная в стенах Вычислительного центра Академии наук СССР. Тогда советский ученый Алексей Пажитнов вместе с коллегой и одним одаренным школьником сделал продукт, от которого на Западе у всех снесло крышу. С тех пор игра появилась на 65 платформах и разошлась огромным тиражом (в 2014 году была названа цифра в 495 млн копий, из которых 70 млн – суммарный тираж физических изданий игры, в том числе тех копий, которые шли в комплекте с приставкой Game Boy, а 425 млн – число загрузок платной мобильной версии).

На создание «Тетриса» Пажитнова натолкнула детская игра «Пентамино». В 80-х головоломка пользовалась большой популярностью в СССР. Ее разработал американский математик Соломон Голомб. Задача была простая – из разных плоских фигурок, состоящих из пяти квадратов, собрать одну большую. Пажитнов взял за основу идею своего американского коллеги и на рабочем компьютере «Электроника-60» попытался сделать свою версию. Однако быстро выяснилось, что для обработки необходимого объема данных мощности устройства недостаточно. Тогда советский геймдизайнер убрал по квадрату. Так пентамино превратилось в тетрамино. А название «Тетрис» появилось после соединения слов «тетра» (с греческого «четыре») и «теннис» (любимый спорт Пажитнова).

Первая версия игры на «Электронике-60»

Первая версия игры на «Электронике-60» была без графики и музыки. Все элементы состояли из текста – компьютер обрабатывал только буквы и цифры. Квадраты выполнены в виде двух скобок. Изначально стакан полностью заполнялся, линии в нем не исчезали. Эту механику Пажитнов добавит позднее.

Помощь со стороны понадобилась, когда Пажитнов решил довести игру до ума и портировать ее на компьютеры IBM. В этом ему помогли Дмитрий Павловский и Вадим Герасимов – одаренный московский школьник, который превосходно знал Basic и Pascal уже в 16 (сейчас работает в австралийском подразделении Google). Подростку понадобилось три-четыре дня на перенос «Тетриса» на ПК. Еще полгода у команды ушло на раскрашивание фигурок, отладку и совершенствование всех процессов. «Тетрис» быстро обрел популярность в среде столичных программистов. Игру копировали на дискеты и передавали друг другу. Позднее о головоломке заговорили по всей стране, а через пару лет и во всем мире.

Пажитнов и его команда не могли продавать игры на территории СССР – частное предпринимательство было запрещено законодательством. Тогда он обратился к начальству Вычислительного центра с предложением продвигать «Тетрис» за пределами страны. Но с условием, что через 10 лет права на игру вернутся к нему. Идею одобрили. Права получила компания «Электроноргтехника» (сокращенно «Элорг») – она отвечала за импорт и экспорт электронного оборудования и программ (и получала все деньги с продаж).

Вокруг «Тетриса» было много шума. И дело не только в том, что игра по-настоящему понравилась рецензентам и покупателям. Было еще и международное судебное разбирательство из-за прав на версии для домашних консолей и портативных устройств. Всему виной венгерский предприниматель Роберт Стайн, который решил быстро озолотиться на махинациях. Изначально он купил права на «Тетрис» для платформ Commodore 64 и Apple II у местных разработчиков. За версией для ПК Стайн обратился к СССР и параллельно занялся поиском крупных покупателей на стороне. Он считал, что с легкостью заключит сделку с создателями игры, если те узнают об интересе со стороны иностранцев.

Но вышло совсем наоборот. Пока Стайн выбивал контракт, а в СССР не хотели продешевить, его партнеры уже вовсю продавали ПК-версию в Европе и Америке. Сначала конфликта удалось избежать, однако венгерский предприниматель решил повторить тот же самый трюк с домашними консолями. Он незаконно продал права Atari, а та начала выпускать картриджи для Famicom в Японии. И это стало поводом для суда. «Тетрисом» заинтересовалась Nintendo (ей понадобилась флагманская игра для Game Boy). Через партнера в лице Хенка Роджерса и его Blue Planet Software японская компания узнала обо всех махинациях Стайна и со временем добилась аннуляции сделки с Atari, а у венгерского предпринимателя отобрала права.

Студия Spectrum Holobyte первой решила использовать песню «Коробейники» в саундтреке. Однако культовой стала версия в аранжировке композитора Хирокадзу Танаки (он написал ее для Game Boy в 1989-м). Сейчас «Коробейники» и «Тетрис» невозможно представить друг без друга.

За прошедшие годы Пажитнов вместе с партнерами выпустил более 60 различных версий «Тетриса» для рекордного числа платформ. Когда различные студии наперегонки делали игры в жанре «королевская битва», только ленивый не пошутил: «Ну, давайте вы еще и в «Тетрис» запихнете свой battle royale». В Nintendo их услышали. В 2019 году компания издала Tetris 99 от студии Arika, где 99 пользователей соперничали друг с другом. Критики по достоинству оценили задумку. В том же году Tetris 99 боролась за звание лучшей многопользовательской игры по версии The Game Awards и Golden Joystick Awards. Но оба раза победу увела Apex Legends.

Tetris Effect — еще одна игра, которая очень полюбилась геймерам. В 2018-м Тецуя Мидзугути сделал музыкальный «Тетрис» и собрал гору наград и комплиментов от прессы

«Тетрис» стал предметом научных исследований еще в 80-е. Врач-психолог Владимир Похилько попросил Пажитнова сделать специальную версию игры для экспериментов. Он видел большой потенциал в «Тетрисе» (не только развлекательный, но и образовательный). Спустя десятилетия особые возможности в «Тетрисе» разглядели и другие ученые. В разные годы исследователи доказывали, что «Тетрис» улучшает пространственное мышление, помогает лечить депрессию, пережить пост-травматическое расстройство, повышает навыки вождения и снижает зависимость от алкоголя и табака.

В «Тетрисе» есть киберспорт и небольшое соревновательное сообщество. Чемпионат мира по классической версии проходит в США с 2010 года и считается самым популярным среди остальных турниров. Призовые скромные – всего тысяча долларов. Но это не самое важное. Главное – победа. Абсолютный рекорд принадлежит Джонасу Нюбауэру – он выигрывал семь раз. В России и на просторах СНГ соревнования по «Тетрису» обрели популярность благодаря комментариям 32-летнего Юрия, более известного как Yuri The Professional. Ролики с финалами 2016 и 2018 года собрали по 2 и 2,6 млн просмотров.

Идет 2022 год. Большинство населения России по-прежнему воспринимает видеоигры как увлечение маргиналов и считает само занятие пустой тратой времени. 37 лет назад советские программисты доказали, что это не так.

По материалам, взятым из открытого доступа в сети Интернет