Первое в мире


10 января 1863 года открылась первая линия лондонского метрополитена, которая называлась «Метрополитен рейлуэй». Она связывала два крупных железнодорожных вокзала с Сити. Длина линии составляла 6 км. На всем ее протяжении находилось семь станций. Это было первое метро в мире.

На протяжении всего XIX века Лондон постепенно превращался в мировую политическую и финансовую столицу. Население города стремительно росло: к середине века в городе проживало 2,5 млн человек. Это привело к тому, что транспортный вопрос стал чуть ли не первым на повестке дня. На дорогах Лондона уже тогда были нередки заторы из экипажей, кэбов и омнибусов.

Покончить с этой проблемой решили путем создания железной дороги под городом. Первые тоннели строились траншейным способом. Сначала вырывался ров, на дно которого укладывались рельсы, затем над ними возводились кирпичные арочные своды, и вся конструкция засыпалась землей. В ходе такого варварского способа сносились целые кварталы, что, конечно, вызывало возмущение местных жителей.

Кроме того, волну обсуждений и страхов вызвала боязнь отравиться серными газами или погибнуть под обрушившимися под тяжестью города сводами. Несмотря на все страхи, в первый же день вагоны метро перевезли 40 тыс. пассажиров.

«Вагоны» третьего класса

Накануне официального открытия первой ветки метрополитена состоялась особая поездка для представителей высшего света Англии. Первым пассажиром стал принц Уэльский, будущий король Англии Эдуард VII.

Использование паровозов в замкнутом пространстве с непродуманной системой вентиляции сразу же привело к проблеме недостатка воздуха в подземке. Дым и пар вызывали недомогания у пассажиров, и они вынуждены были обращаться за врачебной помощью. Впоследствии на каждой станции присутствовал аптекарь, продававший «микстуру метрополитена».

Проблема загрязненности воздуха решилась лишь в 1905 году в результате замещения паровозов электровозами.

Больше всего билетов продавалось в третий класс. «Вагоны» этого класса представляли собой обычные открытые грузовые платформы со скамейками. Чтобы попасть в «вагон» надо было просто переступить через бортик. Из-за отсутствия крыши пассажиры третьего класса приезжали к месту назначения зачастую не очень чистыми и с растрепанными волосами.

Вагоны второго класса были не в пример лучше. Здесь уже была крыша и подобие купе со скромной отделкой.

Первый класс был шикарен – комфортные шестиместные купе с отдельным выходом на перрон, роскошная внутренняя отделка, кожаные диваны и газовое освещение.

К распределению пассажиров по классам относились очень трепетно. Был случай, когда одна дама даже нажаловалась в Pall Mall Gazette, что «леди без шляпки с младенцем на руках, находившаяся в моем вагоне, явно не была пассажиром первого класса».

Интересно, что для курильщиков выделялись специальные вагоны

Первый метрополитен был далек от идеала, но все неудобства компенсировала скорость перемещения, которую не мог предоставить ни один другой вид городского транспорта. Метрополитен быстро набирал популярность. За первый год работы услугами метро воспользовался 1 млн человек, а на следующий год число пассажиров увеличилось до 10 млн.

Сегодня общая протяженность железнодорожных линий метрополитена составляет 400 километров. Транспортная система состоит из 270 станций и 11 линий. Метро Лондона перевозит около 4,8 млн пассажиров в день.

Из-за большой глубины и недостаточной вентиляции старых тоннелей летом температура на некоторых участках метрополитена может стать некомфортной. Так, в 2009 году температура в тоннелях поднималась до 32°С.

В августе 2016 две линии лондонского метро открылись для ночного пользования по пятницам и субботам.

Метрополитен Лондона уступает в размерах метро Сеула, Пекина и Шанхая. Однако это не умаляет его гордого звания первой в мире железной дороги, пролегающей под землей, и одной из главных достопримечательностей Лондона.

По материалам, взятым из открытого доступа в сети Интернет