Итоги IV региональной научно-методической конференции «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»


В соответствии с планом работы государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» на 2021 год в целях повышения качества методического сопровождения образовательного процесса, развития исследовательской и проектной деятельности педагогов, региональным сетевом методическим центром ГАУ ДПО «СОИРО» совместно с муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области с 29 ноября 2021 года по 28 декабря 2021 года была проведена IV региональная научно-методическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся».

В соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 24 сентября 2021 года № 803-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П», письмом Управления делами правительства Саратовской области от 27 сентября 2021 года № 01-26/1483 и в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Конференция проходила в заочном формате.

На двенадцати секциях Конференции было представлено 83 работы, которые подготовили 80 педагогов из 57 образовательных организаций шестнадцати муниципальных районов (Аркадакского, Аткарского, Базарно-Карабулакского, Балаковского, Балтайского, Ершовского, Ивантеевского, Марксовского, Новобурасского, Озинского, Перелюбского, Ровенского, Саратовского, Татищевского, Федоровского, Энгельсского) и 4 городов (Балаково, Маркса, Саратова, Энгельса) Саратовской области.

Впервые в этом году состоялась секция технологии, где представленные на секции работы, подтвердили мысль о том, что проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования; это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Члены жюри рекомендовали  к печати в научно-методическом журнале ГАУ ДПО «СОИРО» «Актуальные вопросы регионального образования» 16 работ педагогов Саратовской области, в которых представлен ценный практический опыт по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Координаторы конференции Блинова Светлана Николаевна и Ивашина Мария Михайловна отметили, что самой важной остается мысль о том, что распространение эффективного педагогического опыта работы, трансляция современных научных достижений в области педагогики, психологии, образовательных технологий творческим педагогам необходимы. И научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся» на протяжении четырех лет этому способствует, что подтверждают высказывания педагогов-участников Конференции:

– «совместное решение проблемы не только объединяет учащихся, но делает настоящими соратниками учащихся и учителей, создает атмосферу единения и нацеленности на получение знаний, делает пребывание в школе интересным и увлекательным для всех участников образовательного процесса» (Авдеева Ольга Петровна, учитель немецкого языка МОУ «СОШ 32»);

– «исследовательская и проектная деятельность школьников – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности; она дает возможность ученикам приобрести знания и умения, которые понадобятся в жизни, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда, дает возможность личностного роста» (Скляр Галина Ивановна, учитель немецкого языка МОУ «СОШ 32» Энгельсского муниципального района);

– «проектно-исследовательская деятельность способствует формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, содержательной организации свободного времени детей» (Штепа Юлия Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 32» Энгельсского муниципального района);

– «актуальность исследовательской деятельности состоит в том, что она оказывает влияние на становление личности, определяя развитие её основных познавательных особенностей и задавая общую тенденцию, что особенно важно для учащихся начальной школы, поскольку именно в этот период развиваются формы научного и теоретического мышления, от которых зависит дальнейшее усвоение информации» (Петрова Наталья Павловна учитель начальных классов МОУ «СОШ с Узморье» Энгельсского муниципального района);

– «одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых; в наше время значительно возросла и ценность деятельности; нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме; метод проектов помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности» (Кирякова Светлана Геннадьевна, учитель ИЗО МОУ «СОШ № 18» Энгельсского муниципального района).

Все участники Конференции получат сертификаты участников Конференции.

Педагоги, чьи работы рекомендованы членами жюри к публикации в научно-методическом журнале «Актуальные вопросы регионального образования», получают журнал с публикацией в электронном виде.