Братья, которые придумали всё


28 декабря 1895 года в Париже братья Люмьер провели первый коммерческий киносеанс.

Первые довольно условные предшественники кинематографа появились еще в Средние века, но только в первой трети XIX века знаменитый физик Майкл Фарадей сумел создать аппарат для «оживления» картинок.

Однако, для того чтобы «живые» картинки превратились в кинематограф, потребовалось изобрести еще очень многое и в первую очередь, конечно, фотографию. К 1840-м Луи Дагер и его коллеги придумали способ, который фиксировал мгновение на обычной (правда, специально подготовленной и обработанной) бумаге. После этого появление кинематографа стало делом времени.

Самый первый дагеротип, созданный Луи Дагером, назывался «Мастерская художника». Он был показан на заседании Парижской Академии наук во время представления изобретения.

Первые попытки создать настоящее кино, хотя и были очень наивными, пользовались большой популярностью у зрителей. В конце 1880-х был изобретен целлулоид – прозрачная гибкая пластмасса, придуман способ нанесения на нее необходимых реактивов, но оставалась проблема в непрерывном показе отдельных кадров. Многие изобретатели пытались ее решить. Среди них был и Томас Эдисон, который изобрел кинопленку с перфорацией. Этот формат используется до сих пор – ширина 35 мм и 8 отверстий на кадр. Но и Эдисон пошел по иному пути – его кинетоскоп был аппаратом для индивидуального просмотра фильмов. Впрочем, это не помешало предприимчивому американцу создать целую киносеть – первую в мире – и получать с нее неплохой доход.

Луи и Огюст Люмьеры

К началу 1890-х братьям Люмьер было примерно по тридцать лет (Огюст родился в 1862-м, а Луи — в 1864-м), и они уже несколько лет работали на семейной фабрике по производству фотопластинок. Деньги у них были, предпринимательская жилка тоже, да и изобретательский талант имелся. Аппарат под названием «синематограф» (или «кинематограф») изобрел Огюст, но развивали эту технологию Люмьеры вдвоем. Пленку они позаимствовали у Эдисона, зато принцип изменили коренным образом – вместо индивидуального просмотра их технология предусматривала проецирование изображения с пленки на внешнюю поверхность. Смотреть такую демонстрацию могли сразу несколько человек.

Патент был получен в феврале 1895 года. Братья сняли несколько фильмов, вернее кинороликов, продолжительностью чуть больше минуты. Тогда длина фильма ограничивалась длиной пленкой, которая была около 50 футов (около 15 м). И начали показывать свое изобретение специалистам из фотоиндустрии. Первый показ состоялся 22 марта 1895 г., потом было еще несколько, но в историю они не вошли, хотя везде упоминаются как первые.

Всем известный показ 28 декабря был первым, на который Люмьеры пускали всех, но за плату. Место выбрал друг семьи, фотограф Клеман Морис – он арендовал «Индийский салон» в расположенном на бульваре Капуцинок в доме номер 14 «Grand Café». Цена билета составляла 1 франк, и историческое событие привлекло внимание 33 человек. Прессы не было, но слухи в то время ходили с такой скоростью, что вскоре полиции пришлось сражаться с двумя тысячами желающих принять участие в новом развлечении.

Братья Люмьер по праву считаются пионерами кинематографа. За свою недолгую карьеру – буквально несколько лет – они сняли 1800 коротких фильмов, которые; позже были переданы во Французскую синематеку. В основном это небольшие документальные фильмы: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе» и др. Но уже на первых демонстрациях они показали и игровую зарисовку «Политый поливальщик». Люмьеры были и теми, кто придумал кинотеатральную афишу.

Знаменитое «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» 28 декабря 1895 года не было показано. Первый сеанс этого фильма состоялся 6 января 1896 года, но именно он стал символом зарождения кинематографа. Уже в наше время энтузиасты с помощью нейросетей улучшили качество этого короткого ролика до 4K и даже раскрасили его.

В 1898 году братья оставили кино более предприимчивым конкурентам, Луи занялся цветной фотографией, а их фабрика стала производить кинопленку.

Вскоре другие изобретатели придумали более длинную пленку (15–20 минут экранного времени), появились более совершенные проекционные аппараты, кинематограф проник в США, где его развитие долго сдерживал изобретатель формата пленки Эдисон; появился Голливуд, звуковое, а затем и цветное кино.

До России «синематограф» добрался 4 мая 1896 года – именно тогда в петербургском саду «Аквариум» были проведены первые сеансы заграничного «чуда». Через два дня открылся и первый российский кинотеатр, а уже 14 мая (по старому стилю) операторы братьев Люмьер вели съемку коронации Николая II.

Ждать первого отечественного художественного фильма пришлось целых 12 лет. Этим фильмом в 1908 году стала короткометражка «Понизовая вольница» по мотивам песни про Сеньку Разина.

По материалам, взятым из открытого доступа в сети Интернет