Трудно быть первым


3 декабря 1875 года впервые в Москве был исполнен Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Новое сочинение в симфоническом собрании Императорского русского музыкального общества представил москвичам молодой пианист Сергей Танеев и оркестр под управлением Николая Рубинштейна.

П.И. Чайковский вовсе не стремился быть во всем первым. Но в случае с тремя серьезными музыкальными жанрами это получилось само собой. Первая симфония (1866), Первый квартет (1871) и Первый концерт для фортепиано с оркестром (1875) стали первыми не только в списке сочинений композитора, но и в истории русской музыки.

Первоначально композитор посвятил свое сочинение композитору и пианисту Николаю Рубинштейну, который должен был стать его первым исполнителем. На Рождество 1874 года Чайковский представил ему законченный, но еще не оркестрованный Концерт.

Закончив играть, Чайковский замер в ожидании реакции.

Пётр Ильич Чайковский (фотография 1874 года)

Увы, он услышал то, что был совершенно не готов услышать от близкого человека. В письме к Надежде фон Мекк композитор так описывает эту печальную сцену: «Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно… что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. <…> Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я – маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью».

После таких слов мысль о посвящении сочинения Рубинштейну была отвергнута.

По совету пианиста Карла Клиндворта Чайковский отправил рукопись немецкому дирижеру, пианисту и композитору Гансу фон Бюлову, и тот с радостью согласился его исполнить. В нотах уже стояло посвящение фон Бюлову. Пианист был крайне польщен таким подарком. Он очень серьезно готовился к дебюту. Впервые Концерт был исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне (дирижер – Бенджамин Ланг). Сочинение Чайковского публика встретила с восторгом.

Фон Бюлов пишет Петру Ильичу о Концерте: «По идеям это так оригинально без вычурности, так благородно, так мощно, так интересно в подробностях, которые своим обилием не вредят ясности и единству общего смысла. <…> Я бы утомился перечислением всех качеств вашего произведения, качеств, которые заставляют меня поздравить одинаково сочинителя и всех тех, кто будет наслаждаться этим произведением».

В России Концерт прозвучал впервые в Санкт-Петербурге 1 ноября 1875 года, спустя неделю после бостонской премьеры. Его исполнил Густав Кросс, бывший сокурсник Чайковского, за дирижерским пультом – известный дирижер Эдуард Направник. Композитор был недоволен исполнением. Еще больше его расстроил отзыв критика Германа Лароша: «Между сочинениями господина Чайковского новый концерт занимает весьма и весьма второстепенное место».

Чайковский с нетерпением ждал московской премьеры. Она состоялась 3 декабря 1875 года в Колонном зале Благородного собрания.

Концерт сыграл блестящий пианист Сергей Танеев, а оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, который пересмотрел свое отношение к этому сочинению и в дальнейшем неоднократно сам с большим успехом исполнял его как пианист.

Еще при жизни Чайковского его Первый концерт обрел колоссальную популярность. Он неоднократно звучал во время его гастролей по США в 1891 году, исполнялся на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, а также на последнем в его жизни концерте 16 октября 1893 года.

В XX веке Первый концерт вошел в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Лев Оборин, Владимир Ашкенази. С 1958 года это сочинение входит в обязательную программу финального тура Международных конкурсов имени Чайковского.

По материалам, взятым из открытого доступа в сети Интернет