Михаил Орлов: «В сентябре будет создана межведомственная комиссия по целевому приему на педагогические специальности»


Областной образовательный форум «PRO.Образование 64. Векторы развития» проходил 26 и 27 августа. На протяжении двух дней для педагогов области, экспертов, представителей муниципалитетов, органов власти была организована работа 9 стратегических сессий.

26 августа 2021 года в СГУ им. Н.Г. Чернышевского обсуждали дефицит педагогических кадров. В круглом столе участвовали и.о. министра образования области Михаил Орлов, проректор по учебной работе СГУ им. Н.Г. Чернышевского, председатель областного отделения «Педагогического общества России» Игорь Малинский, и.о. ректора Саратовского областного института развития образования Елена Овчинникова, председатель областной организации Профессионального союза работников образования и науки РФ Николай Тимофеев, председатель общественного совета при минобразования области Сергей Саратовский, а также представители муниципалитетов, вузов, эксперты в области образования и педагоги.

«Открывая сессию по самой важной на сегодня проблеме образования, хотелось бы отметить, что минобразования, Саратовским областным институтом развития образования совместно с нашими партнерами – классическим университетом и Областной организацией профсоюза работников образования уже разработана программа «Преодоление дефицита педагогических кадров в системе образования Саратовской области» на 2022-2025 годы. Будет правильно сегодня обсудить конкретные механизмы реализации этих документов. Если в школе нет хорошего, доброго, внимательного учителя то не будет и школы. Цифровые лаборатории, компьютеры это ресурс. Главное, чтобы был человек, который может это использовать», – открыл сессию Михаил Орлов.

Он отметил, что уже завтра в саратовском лицее «Звезда» в  рамках форума запланировано подписание минобразования области, СГУ им.Н.Г. Чернышевского и областной организацией Профсоюза работников образования и науки РФ соглашения о сотрудничестве по вопросам ликвидации дефицита педагогических кадров.

Проректор по учебной работе СГУ Игорь Малинский рассказал о проблемах целевого набора в вуз: «Сейчас есть строгая система договора работодателя и студента. Вуз должен выделять конкретный процент целевых мест, на который студенты могут поступить по отдельному конкурсу. При этом по одному направлению отбор «сумасшедший», а по-другому – невостребованный. В результате некоторые места не занимаются. При определении целевых мест нужно заранее понимать, сколько и по какому направлению нужно определенное количество мест».

Михаил Орлов поддержал проректора и обратился к муниципальным органам управления образованием: «Целевой набор – законный и финансируемый способ поступить в вуз. В этом году было определено 169 мест, из них районы заполнили квоту только на 52%. В сельских школах каждый второй учитель ведёт несколько предметов. Получается так, что целевой прием используется нерационально. Минобразования вынуждено вмешаться в эту ситуацию. Есть рейтинг глав районов, в который мы предлагаем ввести отдельный пункт направление и сопровождение целевиков».

Глава министерства также заявил, что в сентябре начнёт работать комиссия по целевому приему на педагогические специальности: «Уже в сентябре при министерстве начнет действовать комиссия. Для объективности она не будет ведомственной, позовем общественность, депутатов  Областной думы от тех муниципалитетов, где остро требуются кадры, экспертов отрасли. Будет анализироваться текущая ситуация в разрезе каждого муниципалитета и каждой педагогической специальности. Никто нас, министерство, не ограничивает в праве спрашивать – а зачем в отдаленном селе три человека по международному праву? Они где будут работать? Или это попытка помочь поступить в вуз на бюджет? Это не допустимо», – подчеркнул Михаил Орлов.

По его словам, список «целевиков» 2022 года сформируют уже в конце ноября. «Заявки муниципалитетов сначала будут обсуждаться комиссией. В конце ноября сформируем список детей, которые хотят поступить в 2022 году по целевому набору в СГУ. В декабре с одиннадцатиклассниками встретится руководство вуза. Они получат индивидуальное сопровождение», – поделился планами Михаил Орлов.

По мнению участников форума, появление профильных психолого-педагогических классов в школах области может помочь решить проблему недостатка учителей. Сейчас классы для будущих педагогов открыты в 4 школах Саратова, Балакова, Красноармейского и Ртищевского районов. К 1 сентября 2022 года планируется открыть профильные классы и в других школах региона.

«Работа в этих 4 классах ведется в формате факультативных занятий и внеурочной деятельности. Однако с выходом федеральных методических рекомендаций есть основание предполагать, что в школах начнут создавать классы психолого-педагогической направленности  в рамках различных профилей. В помощь педагогам Областным институтом разработаны курсы по вводу в профессию, методические рекомендации», – отметила Елена Овчинникова.

В завершении круглого стола Михаил Орлов анонсировал планы по реализации в регионе федеральной программы «Земский учитель», инициированной Президентом России Владимиром Путиным. По его словам,  в 2022-2023 годах планируется, что еще 44 педагога будут трудоустроены в отдаленных районах области. Напомним, за трудоустройство и работу в сельских школах эти учителя получат единовременные компенсации в размере 1 миллиона рублей.

 

Пресс-служба министерства образования области