Бессмертный полк педагогов-фронтовиков


День Великой Победы, 9 Мая – главный праздник нашей страны. Пройдут века, но наши потомки, как и мы, будут с гордостью носить в своих сердцах светлую память о несгибаемом мужестве, сплоченности и героическом подвиге тех, кто отстоял Родину и спас мир от фашистского порабощения.

Мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых были и учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь школе, воспитанию подрастающего поколения. Это люди, у которых самая мирная профессия, несущая людям свет, радость и счастье. Но в годы Великой Отечественной войны многие саратовские учителя оставили свое любимое дело и ушли на фронт добровольно.

Так, с первых дней войны воевал на Юго-Западном фронте командир танкового взвода 30-го танкового полка 15-й танковой дивизии лейтенант Ерохин Алексей Ефимович (уроженец город Балашова). До войны он работал учителем в сельскохозяйственном техникуме в городе Балашове. В сентябре 1941 года он был назначен командиром танковой роты 1-го отдельного танкового батальона (Юго-Западный фронт). В дальнейшем служил в различных танковых частях Западного и Северо-Западного фронтов, несколько раз был ранен. Награжден орденом Красной Звезды – за выполнение боевого задания под Невелем на высоте «Птахино» (июль 1943 года) и медалью «За отвагу» – за успехи в боях за город Невель (октябрь 1943 года).

Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает севастопольская оборона, длившаяся 250 дней, в ходе которой проявили невиданное упорство и массовый героизм защитники Севастополя. В рядах защитников Севастополя находились и саратовские учителя. Вместе  с Бочковым Петром Ивановичем (родившийся в 1921 году в селе Сухой Отрог Балаковского района Саратовской области) за Севастополь сражался учитель Демченко Федор Николаевич, 1915 года рождения, из села Петрово Аткарского района Саратовской области.

В боях под Харьковом сражались: топограф 116-го гаубичного артиллерийского полка резерва Главного Командования Дворцов Николай Григорьевич, уроженец села Куриловка Новоузенского района Саратовской области (до войны Николай Григорьевич работал учителем в селе Царевщина Балтайского района Саратовской области); танкист 131-й танковой бригады старшина Ануфриенко Иван Иванович, 1921 года рождения, уроженец села Таловка Калининского района Саратовской области.

В числе 120 тысяч воинов-саратовцев, защищавших Сталинград, были и саратовские учителя: старший лейтенант Антипов Константин Михайлович, офицер 59-го артиллерийского полка, 1915 года рождения( до войны проживал и работал в селе Синодское Воскресенского района Саратовской области); рядовой Аристов Владимир Родионович – писарь штаба 577-го стрелкового полка 205-й стрелковой дивизии, 1920 года рождения, уроженец села Подгорное Романовского района Саратовской области.

В 1975 г. Саратовский областной институт усовершенствования учителей возглавил  Балабанов Никита Максимович, участник Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения РСФСР; заслуженный учитель РФ, ветеран труда. Н.М. Балабанов был  награжден орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями Жукова, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Из воспоминаний ветеранов института:

«Никита Максимович прошёл через все тяготы Великой Отечественной войны, но не очерствел душой: это человек доброжелательный, чуткий, внимательный к заботам своих сотрудников. Он всегда умел выслушать, поддержать и помочь. Коллеги с восхищением вспоминают его организаторский талант: не имея кисти руки, он всегда принимал участие в субботниках, трудовых десантах вместе со своим коллективом, поднимая командный дух. Никита Максимович был грамотный руководитель и профессионал своего дела, многим помогал писать диссертации, но сам так и не защитился. Несмотря на это в  педагогических кругах его называли «профессор», и это было справедливо!

Тактичный и интеллигентный, он для многих являлся образцом человека высокой культуры».

Жизнь каждого из этих педагогов-героев была их главным уроком, уроком высокого мужества.

Сохранить память о каждом защитнике Отечества – наш общий долг.